Агрессивная война всегда зло!

Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют. Рене Декарт

Актуальность данного вопроса не должно вызывать сомнения, так как сейчас человечество как никогда стоит перед вопросом колоссальной важности «сгорим или не сгорим» во всепожирающем огне ядерной войны. Извечные вопросы человечества: Что было, что будет? Кому поклоняться, кому нет? Угрожают ли человечеству их деяния? Но, часто ли мы в нашей жизни предаемся философским размышлениям в поиске желанной истины? Часто ли даем тем или иным явлениям должную философскую оценку? И порождает ли она у нас твердый и деятельный мотив следовать философской истине, признавать ее неотразимую непреложность, и что особенно жизненно важно, соответственно следовать ей и поступать по справедливости? Не кривя душой, должны признать, что это далеко не всегда так. Отдельные люди, зачастую, истину откровенно игнорируют и открещиваются от справедливости, изгнав заблаговременно свою совесть по сиротливой дорожке в «никуда»: так ведь легче жить… И, тогда, легко искажается у человека объективный взгляд на определенные вещи, отключается правдивое отношение к очевидным фактам, что окружает и происходит, в частности, в данном контексте — к историческому прошлому, одновременно притупляется чувство справедливости и далее – теряется политическая проницательность, стратегическая дальновидность. Справедливость довольно значимая категория философского сознания человека, в определенной степени «надежный мост» межличностных отношений: некий незримый балансир стабильности. Кстати, швейцарский писатель Стефан Цвейг отмечал: «Справедливость — единственная истинная связь между людьми и нациями».
Но прежде, отойдя от абстрактных рассуждений (хотя ученые не зря считают, что с их помощью «возникли все логические понятия»), перейдем к предметному рассмотрению вопроса об отношений некоторых членов нашего общества к субъекту истории и объективному историческому прошлому. Возьмем, к примеру, точку зрения отдельных лиц к тем или иным историческим событиям и личностям отдаленного прошлого. В частности, к Чингисхану, и пресловутому препирательству сторон в наших СМИ — он «злодей — не злодей», «казах – не казах» и т.д. Но прежде, краткое и четкое энциклопедическое определение: «Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) (ок.1155-1227), основатель и великий хан Монгольской империи, организатор завоевательных (N.B.! — Н.Садвакасов) походов против народов Азии и Восточной Европы. Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов (N.B.! — Н.С.) и привели к установлению тяжелого монголо-татарского ига в завоеванных странах». Несмотря на установленный веками извечный исторический факт, устоявшийся столетиями научный взгляд, и широко представленную научно — историческую литературу и подобные предельно ясные дефиниции, часть наших соотечественников в стране стараются представить его добродетельной личностью с особо положительными качествами.
Кроме того, разумеется, много ясных ответов получили бы ученые, если бы нашли место захоронения Чингисхана. Однако, до сих пор никто, даже столь дотошные японцы со своими ультрасовременными приборами, не смогли найти его останков. Чингисхан — «Потрясатель Вселенной» сыграл злую шутку с потомками: вроде был грозный воитель был на виду у пол мира, но останков столь известного человека никак не найдут. Не призрак ли он вообще? Скорее всего, да, …и этот «призрак Чингисхана бродит по просторам Казахстана». И этому способствуют подобострастие ряда «почитателей» его кровожадного жестокого нрава, не сумевшие до сих пор выдавить из себя пресмыкательски рабскую психологию. И это происходит из-за неопределенности понятий «о правильном и неправильном», «справедливом и несправедливом» в сознаний отдельных лиц, неверной расстановки приоритетов восприятия исторического хода общественного развития. Древнегреческий философ Демокрит говорил: «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения». Так не страдают ли часть людей в мире дефицитом понимания сути прошлого и происходящего?! Так, всем почитателям завоевательных войн и делающих «культ личности» из жестоких предводителей, предлагаю внимательно всмотреться на картину русского художника — баталиста В. Верещагина «Апофеоз войны», на раме которой сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Но «великим» ли?! Следовало бы написать «злодеям завоевателям». Тем не менее, своей бессмертной картиной честный художник выступил гневным обличителем захватнических, жестоких грабительских войн, и ставил себе еще более значительную цель: заставить потомков призадуматься. И с этого момента следует давать объективную оценку деяниям Чингисхана. Тогда, может, станет понято, что есть опустошительная война, что есть страшная боль от утрат, что есть горе матерей, потерявших любимых сыновей и что есть выжженная земля. А это еще в 19 веке, когда люди и вообразить себе не могли, что веком позже физики придумают разрушительные виды оружий невиданной мощи: атомные, водородные, нейтронные и т.д.
Идеализация, героизация Чингисхана приведет к деформации массового сознания людей. В связи с этим, снова требуется настоятельная необходимость донести до людей истину о Чингисхане и о его истребительных нашествиях. Для этого требуется новая «очистительная волна» научных аргументов, объективная философская оценка деяний Чингисхана и его потомков с высот наших дней, обстоятельный анализ понятия «война» и ее тяжких последствий с точки зрения международных пактов и резолюции Организация Объединённых Наций (ООН), нравственная оценка кровавых битв в многострадальной историй человечества – и все это в пользу восстановления на нашей исторической памяти величественно и непоколебимо установленной Истины, вместо гипотетически вероятностного призрака благородного Чингисхана. Если рассмотреть чисто по – человечески, какова историческая составляющая личности Чингисхана? Ответ прост — он кровожадный злодей, проливший рекой кровь миллионов невинных людей в завоевательных походах монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Любая меленькая война может перерасти в неуправляемо большую. Потому никому не надо провоцировать стычек местного значения. Нам не надо заниматься мифотворчеством, примазываясь к кровавой «славе» Чингисхана, никого не надо дразнить, якобы наши «предки» прошлись опустошительными походами по Азии и Европам. Это не прибавляет нам чести. И в связи с этим проецировать на себя ненависть чужих народов просто опасно для будущности казахов и его международных интересов. Подобные близорукие по своей сути тщетные ярые потуги почитателей Чингисхана не отвечают требованиям мирной и созидательной жизни нашего народа. Наоборот, это подорвет весь позитивный имидж Казахстана, наработанные веками. Тем более, казахи никогда не были завоевателями чужих стран, а сами являются жертвами монгольского, позднее джунгарского нашествия. Об этом писали в своих трудах академики А.Маргулан, М.Козыбаев и другие авторитетные ученые Казахстана.
Вернемся к философии. Война, как известно, определяется как вооруженная борьба между государствами. Различаются два вида войн: «несправедливая и справедливая». Все гуманные представители человечества осуждают все войны, кроме «справедливой», т.е. войн освободительной и оборонительной. К «несправедливым» войнам считаются войны, направленные на захват чужих территорий, порабощение чужых народов, алчное обогащение за их счет. Следует отметить, что в отличие от древних монголов, казахский народ веками вел оборонительные и освободительные войны. Дай бог нам сохранить свое благородное реноме и далее.
В русле излагаемого следует особо отметить, что в истории человечества мировым событием стал Нюрнбергский процесс (1945-46) над преступными главами фашистской Германии, который послужил зарождению нового справедливого миропорядка. В оглашённом Приговоре было документально закреплено: «Война по самому своему существу – зло. Ее последствия не ограничены одними только воюющими сторонами, но затрагивают весь мир. Поэтому развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера – оно является тягчайшим международным преступлением». Принципы Нюрнбергского трибунала неизменно и бессрочно актуальны в наши дни. Эти принципы являются важными условиями для предупреждения агрессии, недопущения нарушения прав человека. Кроме всего, особое значение Нюрнбергского процесса заключается в том, что он предупреждает о неотвратимой ответственности тех, кто вынашивает зловещие планы развязывания новой мировой войны.
Неслучайно в Преамбуле «Международного билля о правах человека» записано: «…пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества…». Мою совесть, как и каждого разумного человека, возмущают человеконенавистнические деяния Чингисхана, Гитлера, Муссолини, Пиночета, Пол Пота и других диктаторов. Так не будем же из подобных жестоких злодеев искусственно создавать благородных героев. Этот тезис актуален и в наш неспокойный век.

Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед, политолог,
публицист