Качество высшего образования – это национальная безопасность

Уже стало устоявшейся практикой, что Президент в своих программных выступлениях системно и последовательно уделяет особое внимание индикаторам качества жизни ООН, качеству высшего образования. И такие важные вопросы, как защита прав потребителей в сфере высшего образования – это важная составляющая государственной политики и ориентиры «нового Жана Казахстана». До сих пор недобросовестные предприниматели в погоне за «алчным обогащением» лоббируют свои интересы, препятствуют закрытию вузов, предоставляющих некачественное образование.
По Закону «О национальной безопасности» ухудшение качества образования – есть угроза национальной безопасности, поэтому настало время поднять качество образования на необходимый и должный уровень. Сегодня от качества системы высшего образования зависит не только наше развитие, но и наше долгосрочное выживание в качестве независимого и суверенного субъекта на международной арене. Выработка эффективных и адекватных ответов на эти вызовы зависит от кардинальной перезагрузки модели высшего образования. Таким образом, стоят большие задачи, решение которых требует скорейшей перестройки работы в этой крайне важной сфере. И не должно быть такого, чтобы, к примеру, в главном вузе страны, ЕНУ им. Л.Гумилева, на юридическом факультете, несколько лет не изучали – основополагающее, базовое — конституционное право, что само по себе является нонсенсом. Ключевые принципы работы уже озвучены министром высшего образования и науки Саясатом Нурбек. Это транспарентность и открытость. Данные ценности играют важное значение в реализации концепции «Нового Казахстана», предложенного Главой государства. Во-первых, атмосфера «доверия», от которой будет зависеть эффективность проводимой в образовании политики. Во-вторых, принцип ответственности. Время централизованных, иерархичных структур кануло в лету. Модель, когда вся ответственность и решения сосредотачиваются исключительно в одном центре, больше не работает. Идет беспрецедентное ускорение и усложнение всех общественных процессов, и без делегирования ответственности никакая система управления не сможет справится с поставленными перед ней задачами. Именно в этом заключается логика политической трансформации, инициированной Президентом. Без инициативы снизу достигнуть какого-либо значимого результата невозможно. И предыдущий опыт развития государственной системы это наглядно показал. Поэтому министр выступает за «горизонтальное» разделение ответственности между министерством и ректорами. Каждое важное решение должно приниматься коллегиально. Политика не должна «спускаться сверху», а вырабатываться с учетом мнений всех сторон. Не должно быть делений, ни по каким линиям. Национальные, региональные, частные вузы – должны на равных участвовать в процессе выработки решений. Трансформируется работа. Во-первых, это – принцип «честности» и высоких моральных качеств. Образование это, прежде всего, общественное благо, от которого во многом зависит траектория развития общества. Поэтому общая обязанность повсеместно внедрять «культуру качества». Болонская декларация 1999 года, четко фиксирует, что «Качество — основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования». Это – студенто-центричный принцип. Во главе угле должен стоять отдельно взятый студент и его потребности. Важно направлять студенческую энергию в конструктивное русло и выстраивать всю работу с учетом интересов и устремлений молодого поколения. Необходимо выстроить систему опережающего кадрового обеспечения, прогнозирования трудовых ресурсов, обеспечения доступности высшего образования и ускорения цифровизации высшего образования. Важна реализация Концепции обучения в течение всей жизни, работа по дальнейшему расширению автономии вузов и расширения процесса интернационализации, процессов саморегулирования вузов и активизации свободной образовательной зоны.
Хотелось бы отметить слова Президента в Послании народу о том, что необходимо «возродить в обществе веру в реальность перемен. Хочется, чтобы достойная жизнь у наших граждан была не завтра, а уже сегодня.» А качественное образование – это как раз наше будущее.

Марат Башимов