Этот важный проект должен поднять качество образования, потому что цель разработки национального проекта – это повышение качества образования обучающихся всех уровней образования. Задачами проекта являются обеспечение доступности обучения, повышение качества образования: обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием и повышение конкурентоспособности казахстанских ВУЗов.
Тема актуальная. Можно привести простой пример, что в главном, национальном университете им. Л.Н. Гумилева три года не читался курс по базовому, основополагающему, как во всем мире, конституционному праву. После моей обоснованной критики, как члена совета директоров ЕНУ, этого важного института, внедренного правительством, преподавание конституционного права было восстановлено. Поэтому хотелось бы остановиться на необходимости повышения качества юридического образования в Казахстане. Эти вопросы обсуждали на многих площадках, в том числе и на заседании экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте РК, Сенате Парламента Казахстана. Коммерциализация образования, погоня за деньгами, притом огромными, привела однозначно к потере качеству юридического образования, да и образования в целом. Главное — плати, получи диплом – «а там хоть трава не расти». За эти годы подготовлено более миллиона юристов, а все без толку, а знаний только у части, кто хотел их сам получить.
Было время почти 200 вузов готовили юристов. Помнится в 2003 году, когда работал директором административно-правового департамента Министерства образования и науки, я говорил министру, что нужно закрыть 90% этих вузов, потому что открывали чуть ли не в каждой деревне. Обоснование вытекало из закона «О национальной безопасности», где четко указано, ухудшение качества образования, то есть неполучение необходимых для юриста знаний – есть угроза национальной безопасности.
Виной ситуации были огромные деньги, вращающиеся в этом секторе. И некоторым руководителям было не до качество образования, и на конституционную безопасность. А ведь юристы — это основа государства, основа верховенства права, Конституции, как Основного закона страны. Плохой, безграмотный юрист своим незнанием будет подрывать веру человека в Конституцию, в ее ценность, в справедливость, равенство, в права человека, в общественную нравственность. Будет давать некомпетентные предложения, ответы, оформлять документы, будет обманывать, мошенничать, обходить законы.
Сейчас конституционное право, теорию права фактически не изучают в вузах, только в некоторых. Тогда о чем речь? Незнания принципов Конституции. И много вообще ненужных предметов для подготовки правоведа, которых надо «убрать».
Часто сталкивался в государственных органах с юристами, которые не знают принципов и норм Конституции, «нулевой уровень». И думал, а ведь какой урон они наносят нашей стране, к примеру, при обсуждении законопроектов. Ведь принимаются и законы в обход Конституции Казахстана. А какой безграмотные юристы урон наносят работая в правоохранительных органах и других?
Во многих вузах преподавательский уровень – это уровень колледжей. Это реальность. Классификатор составлен безграмотно. В законе указано, что нужно присваивать научную степень доктор по специальности, то есть делать «вторую защиту», как в Германии, Узбекистане, у нас нет. Когда будет «хабилитация», то есть когда с годами после получения степени PhD, ученый развивается, вносит научный, именно научный вклад, выпускает учебники, защищается -тогда и наука будет двигаться. А до тех пор PhD будет считаться магистром, неполноценным ученым, недооцениваться ученой средой.
Предложили закрыть подготовку в непрофильных вузах, сделать рейтинг именно юридических факультетов в развитых странах. Рейтинг не вузов, а именно факультетов. Чтобы люди не обманывались. Знали, где «халтура». Увеличить государственно-правовые дисциплины, квалифицированное и компетентное преподавание на государственном языке. Необходим реестр, где указано, как специализируется юрист, чтобы было все прозрачно и открыто, доступно для граждан. А то у нас юристы «хватаются» за все без определенных полноценных знаний, что вызывает смех у юристов других стран и недовольство населения страны. В общем, вопросы получения качественного, полноценного юридического образования остаются и их необходимо в срочном порядке решать, понимая, что без этого также трудно обеспечить верховенство права, принципов Конституции, движение вперед к демократическим ценностям, к построению «справедливого общества и эффективного» государства, провозглашенного Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Этому как раз и способствует Национальный проект «Образованная нация», который должен поднять качество образования. 2023 год будет решающим в реализации Национального проекта «Образованная нация».
Кайрат Коканов