Как известно, 5 ноября 2022 года принят новый Конституционный закон «О прокуратуре», который возвысил наш статус среди правоохранительных органов и расширил полномочия.
В целях реализации подпункта 22 статьи 9 данного Конституционного закона приказом Генерального Прокурора №32 от 17 января 2023 года утверждены Правила назначения и проведения органами прокуратуры проверок, анализа состояния законности, а также осуществления оценки актов, вступивших в силу (разделены на 4 главы из 58 пунктов).
Этими Правилами определены 4 исчерпывающих основания для назначения прокурорской проверки:
1) поручения Президента;
2) поручения Генерального Прокурора;
3) решения заместителей Генерального Прокурора, Главных военного и транспортного прокуроров, прокуроров областей и городов республиканского значения и столицы, районных, городских, межрайонных, специализированных прокуроров, а также военных прокуроров регионов и гарнизонов, региональных транспортных прокуроров;
4) решения Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее – КПСиСУ), начальников его территориальных органов (в пределах компетенции, установленной Конституционным законом «О прокуратуре», Законом «О государственной правовой статистике и специальных учетах» и другими законодательными актами).
Но здесь необходимо отметить, что проверки по решениям прокуроров, подчиненных Генеральному Прокурору, проводятся исключительно для защиты прав, свобод и законных интересов конкретных лиц и субъектов, разделенных на 5 категорий.
Первая – это лица, которые не могут самостоятельно осуществлять их защиту. К данной категории относятся лица:
- с ограниченными возможностями, обусловленными отклонением от нормального функционирования организма;
- находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также в специальных организациях и учреждениях, в т.ч. с особым режимом содержания, специальных центрах адаптации и реабилитации;
- с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями);
- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными и лица, по иным объективным причинам не способные самостоятельно осуществлять защиту своих прав.
Вторая категория – это несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18-летнего возраста, включая детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также, находящихся в специальных организациях образования (в т.ч. с особым режимом содержания), центрах адаптации и учебно-воспитательных учреждениях.
К третьей категории отнесен неограниченный круг лиц. Это те случаи, когда массово нарушаются права группы лиц, количественный состав которых невозможно либо затруднительно заранее определить.
Четвертая категория охватывает лиц, общество и государство, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.
Пятая категория касается субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны госорганов.
При этом проверки прокуроров в деятельности самих субъектов бизнеса назначаются только при наличии поручений Президента или Генерального Прокурора либо по согласованию с ними.
Для согласования такой проверки прокуроры областного уровня должны направить в Генеральную прокуратуру соответствующее ходатайство (решения по ним принимаются в течение 7 рабочих дней, а при истребовании дополнительной информации – в течение 15 рабочих дней).
Основаниями для направления ходатайства могут служить исключительно защита прав и законных интересов вышеуказанных категорий лиц, а также необходимость проведения встречной проверки.
Постановление прокурора о проведении проверки до ее начала подлежит обязательной регистрации в органах КПСиСУ (за исключением проверок, проводимых в рамках УПК, УИК, КоАП, законодательства об исполнительном производстве, в сфере оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности).
Но если ее необходимость вызвана поручениями Президента или Генерального Прокурора, а также в целях предотвращения необратимых последствий (угроза жизни, здоровью человека, законным интересам субъектов бизнеса, интересам общества и государства, массового нарушения правопорядка, социально-экономической стабильности), то регистрация может быть произведена в течение следующего рабочего дня.
Проверки проводятся только теми лицами, которые указаны в постановлении. Их состав, а также предмет и период проверки могут изменяться или дополняться только в случае невозможности оценки состояния законности без этого либо выявления явных нарушений, не отнесенных к предмету или периоду проверки.
Срок проведения прокурорской проверки составляет не более 30 рабочих дней. Но в случае необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом он может быть продлен еще до 30 рабочих дней.
Также в Правилах предусмотрены возможные основания приостановления проверки: в случаях назначения экспертизы (до получения заключения эксперта), при необходимости получения сведений и документов от третьих лиц (до их получения), возникновении обстоятельств, препятствующих проведению проверки (болезнь лица, участвующего в проверке, форс-мажорные обстоятельства, розыск лиц, причастных к предмету проводимой проверки, уклонения субъекта проверки от вручения постановления либо непредоставления доступа на проверяемый объект, совершение процессуальных действий, направление требований о проведении проверки или даче заключения).
В этом случае исчисление срока продолжается со дня возобновления проверки.
При необходимости для дачи заключений к проверке привлекаются специалисты государственных и правоохранительных органов, а также организаций любой формы собственности.
По окончании проверки, как правило, составляется справка о ее результатах и вручается субъекту в течение 5 рабочих дней.
При наличии возражений к справке проверяемый вправе в течение 3 рабочих дней предоставить их письменно.
По результатам проверки принимаются следующие решения:
1) о внесении актов прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление) и реагирования (ходатайство, заявление (иск), обращение, разъяснение);
2) о проведении совещаний с обсуждением результатов проверки;
3) о направлении информационных писем;
4) о направлении в уполномоченные органы требований о проведении проверки;
5) о передаче материалов для регистрации фактов в ЕРДР;
6) о регистрации материалов в КУИ и иные меры, предусмотренные уголовным законодательством;
7) об инициировании обращения в Конституционный и (или) Верховный суды.
В случаях, не требующих отлагательств, эти решения (за исключением внесения актов надзора и реагирования) могут быть приняты прокурором до завершения проверки.
Кроме того, проверка может быть поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.
Одним из действенных мер, предусмотренных в Правилах, является право прокурора приостановить акт или действие должностного лица на срок до 3 рабочих дней в целях предотвращения реальной либо потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, а также для стабилизации ситуации либо недопущения обострения соцнапряженности.
Постановление о таком решении подлежит незамедлительному исполнению.
Что касается анализа, то он проводится по рапорту прокурора в целях оценки состояния законности по конкретному вопросу либо в сфере правоотношений или законодательства без посещения объектов.
Это делается путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, СМИ, материалов уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.
В рамках проводимого анализа прокурор вправе: - получать доступ к информации и материалам, связанным с анализируемыми вопросами;
- вызывать и получать пояснения от физических лиц и представителей юридических лиц;
- направлять им, в т.ч. госорганам, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, обязательные для исполнения требования;
- назначать экспертизы.
Запрашиваемая в рамках анализа информация предоставляется в установленный прокурором срок, который не должен быть менее 3 рабочих дней.
Общий срок проведения анализа, как и по проверкам, составляет 30 рабочих дней, который также при необходимости (истребование дополнительных материалов, значительный объем анализа) может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.
При его проведении:
1) устанавливаются проблемы состояния законности и их влияние на соблюдение прав физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства;
2) оценивается деятельность уполномоченных госорганов;
3) предлагаются: - механизмы устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих им;
- приоритетные направления в работе для решения системных проблем.
По результатам анализа, которые оформляются в виде справки, может быть инициирована проверка либо приняты иные решения, аналогичные итогам проверок.
Оценка актов, вступивших в силу, как одна из форм прокурорского надзора, осуществляется в ходе анализов, проверок, рассмотрения обращений, а также по поручениям Президента и Генерального Прокурора.
Также она может быть реализована по поручениям заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, органов военной и транспортной прокуратуры и территориальных прокуратур.
Акты и решения государственных органов (за исключением судебных актов), учреждений и иных организаций и их должностных лиц изучаются на предмет соответствия законам, наличия компетенции и полномочий по их принятию, противоречий нормативным правовым актам, в т.ч. вышестоящих уровней, наличия госрегистрации и опубликования в установленном законом порядке (при необходимости).
При установлении таких фактов прокурором приносится протест.
Он направляется тому, кто принял незаконный акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу.
До принятия решения по протесту прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного акта.
Оценка вступивших в законную силу судебных актов по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренным УПК, ГПК, АППК и КоАП.
Нурпеисов Сапарбек Айтуович
Начальник Службы по защите
общественных интересов
Генеральной прокуратуры РК