Некоторые аспекты правовой политики после конституционной реформы

Необходимо отметить, что после республиканского референдума усилилась работа министерства юстиции по правовому обеспечению, формированию правовой культуры, толерантности и правосознания населения, обеспечению прозрачности законопроектов и деятельности судебной системы.
Усилилась работа межведомственной комиссии при Правительстве по законопроектной работе. Она стала проводиться в очном формате. Дело в том, что в период пандемии коронавируса, работа в этом направлении ослабла, превратилась в формальность. Теперь, акцент на том, чтобы законопроекты рассматривались с участием журналистов и как можно больше освещались. Заседания стали носить более конкретный, объективный, дискуссионный характер, что немаловажно для законопроектной работы. Сайт «Открытые НПА» стали больше посещать. Стали больше соблюдаться процедуры по обсуждению с гражданским обществом и проведение общественных слушаний, тем самым реализуя принципы «Слышащего государства».
Избран Сенат, на очереди новый состав Мажилиса, которому предстоит и дальше проводить в жизнь правовую политику. Законопроектная работа должна быть на должном, профессиональном уровне и самое главное прозрачно и открыто вместе с гражданским обществом.
Необходимо отметить и новый порядок назначения Председателя и формирования состава Высшего Судебного Совета. Введение положений касательно онлайн-трансляции конкурсных процедур на занятие вакантной судейской должности. Установление исключительной подследственности органов прокуратуры по делам о пытках. Установление в Трудовом Кодексе возможности привлечения к принудительному труду на основании судебного акта о признании виновным в совершении административного правонарушения. Важна работа вновь созданного Конституционного Суда Республики Казахстан. Конституционный Суд, являясь органом конституционного судопроизводства, имеет более широкий юридический инструментарий по вынесению беспристрастных и независимых решений, защите конституционных прав и свобод граждан, исключению дефектных норм из действующего законодательства, обеспечению принципов правового государства о разделении властей, обеспечиваемой системой сдержек и противовесов, и верховенстве права. Физические и юридические лица наделяются правом обращения в орган конституционного правосудия с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод. Конституционной нормой закрепляется, что порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются конституционным законом. Обратиться с подобной жалобой можно в порядке конкретного нормоконтроля, то есть, если жалоба подается после разбирательства дела судом общей или специальной компетенции, вступления решения суда в законную силу и исчерпания всех других средств судебной защиты. Вместе с тем, законодатель предусматривает оговорку, согласно которой можно обратиться без исчерпания всех других средств судебной защиты в случае, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного Суда, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав субъекта жалобы. Конституционный Суд вправе осуществлять проверку конституционности нормативных правовых актов Республики Казахстан по обращениям физических и юридических лиц исключительно в случае, если они непосредственно затрагивают их конституционные права и свободы.
Еще одним субъектом, которого обновленная Конституция наделила правом обращения в Конституционный Суд, является Генеральный Прокурор РК и Уполномоченный по правам человека. Теперь главное казахстанцам разъяснять отличие компетенции Конституционного Суда от работы самой судебной системы. Правовое просвещение правовой политики в этой области будет важным.
Конечно, хочется надеяться всегда на лучшее, но для этого нужно, чтобы общество само осуществляло эффективный общественный контроль во всех сферах жизни человека и активно проявляло гражданскую позицию и право на которую дают внесенные поправки в Конституцию. На прошедшем 16 июня 2022 года Курултае, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев указал на важную дальнейшую работу по конституционной реформе, принятию законов и подзаконных актов, дальнейшей демократизации общественных отношений и обеспечению верховенства права и в своей инагурационной речи. Актуальность определяется запросом общества на справедливость, как одного из принципов прав человека, запросом на новые эффективные механизмы защиты конституционных прав граждан и строительства «эффективного государства и справедливого общества», Нового Справедливого Казахстана. Республика Казахстан, утверждая себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, признает высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы, последовательно и неуклонно должна совершенствовать правовые институты и механизмы защиты прав и свобод человека, повышать эффективность их деятельности.
Отсюда главный посыл – о необходимости правительству и парламенту приводить законы в соответствие с основными принципами Конституции, нашего Основного закона.
В этом важность некоторых аспектов правовой политики после конституционной реформы.
Сергей Петров