Республиканский референдум дал старт коренным изменениям в правовой системе

«Прошедший референдум продемонстрировал всеобщую поддержку новых инициатив. Стремление казахстанцев к позитивным изменениям придало мощный импульс нашей работе. Мы непременно доведем начатые реформы до конца. Согласно новым конституционным нормам, Президент избирается на один срок продолжительностью семь лет.  Это откроет дорогу к власти новому поколению политиков. Уверен, это правильное решение. В соответствии с требованиями Конституции, предстоит кардинальное обновление всех ветвей власти.» указал на церемонии инагурации 26 ноября 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В этом виден четкий посыл Главы государства о том, что предстоит большая работа по реальному воплощению в жизнь конституционных преобразований. На инагурации Президент однозначно указал, что для него интересы государства превыше всего, и он сделает все для того, чтобы в предстоящие семь лет оправдать высокое доверие народа.
Референдум – это высшее конституционное волеизъявление народа. Принятые на всенародном референдуме изменения в Конституцию – важное, знаменательное событие в истории суверенного Казахстана. Эти конституционные изменения утвердили со всей очевидностью приоритет прав и свобод человека, демократических ценностей гражданского общества, прочный правовой фундамент строительства «Второй Республики» и «Нового Казахстана». Изменения в Основной Закон заложили твердые гарантии для обеспечения реальной свободы человека, политического плюрализма.
Объективно надо сказать, что референдум 5 июня 2022 года и выборы Президента Казахстана 20 ноября 2022 года прошли в соответствии с международными стандартами, о чем указали международные и казахстанские наблюдатели, прозрачно и в соответствии с законом. Народ поддержал стратегическое видение развития Казахстана Президентом Касым-Жомартом Токаевым. И это важная победа народа Казахстана, выступившего за искоренение процветавшей в стране долгие годы несправедливости, авторитаризма, вождизма, коррупции, непотизма, олигополии, нарушения конституционной законности. И самое главное, это победа, возродившая веру в будущее, справедливость, равенство, приоритет прав человека и общественных ценностей. Актуален и исключительно важен посыл Главы государства о необходимости укрепления роли Парламента, которая станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства» с четкими контурами Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом и воплощением в жизнь ключевой формулы нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство». И это посыл успешно реализуется сейчас после республиканского референдума.
Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. И это соответствует Конституции и правовому статусу Президента, согласно которому он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства Конституции. Важен запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента.
После референдума приняты важные для развития Казахстана, для развития гражданского общества и защиты прав казахстанцев основные конституционные поправки, подписанные Президентом 5 ноября 2022 года и внесены в 6 конституционных законов: Конституционный закон «О Конституционном Суде РК»; Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РК»; Конституционный закон «О прокуратуре»; Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года»; Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года»; Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных нарушениях».
По полномочиям парламента и законодательному процессу: исключение выборности депутатов от Ассамблеи народа Казахстана перенос квоты Ассамблеи народа Казахстана из Мажилиса в Сенат, формирование кандидатов Советом Ассамблеи в депутаты Сената Парламента и внесение предложения по пяти кандидатам Президенту; поправки касательно пересмотра порядка рассмотрения и принятия законов в палатах Парламента (возможность преодоления Мажилисом неодобрения закона Сенатом. Рассмотрение срочных и конституционных законов на совместных заседаниях); исключение этапов законотворческого процесса, в том числе разработки проекта концепции законопроекта, и, соответственно, всех этапов, связанных с концепцией законопроекта; поправки в связи с наделением Правительства компетенцией по принятию временных актов, имеющих силу закона в целях оперативного реагирования на кризисные ситуации. По Конституционному Суду: изменение полномочий по назначению судей Конституционного Суда, статус судей Конституционного Суда (требования к судьям, срок полномочий, порядок прекращения полномочий и т.д.), гарантии деятельности судей Конституционного Суда (независимость, неприкосновенность судей и их материальное, социальное, пенсионное обеспечение), вопросы организации деятельности Конституционного Суда (финансирование деятельности, аппарат, НКС при Конституционном Суде, международное сотрудничество и т.д.). По местному управлению и самоуправлению: установление запрета на занятие должностей в филиалах и представительствах политический партий акимами и их заместителями; новый порядок назначения на должность и освобождения от должности акима области, города республиканского значения, столицы – дача согласия депутатами маслихатов на назначение на должности акимов на альтернативной основе, расширение полномочий маслихатов с учетом введения института выборности акимов районов (городов областного значения), введение должности председателя маслихата. Введение института выборов акимов районов (городов областного значения) в пилотном режиме. С 1 января 2025 года – всеобщие выборы акимов районов (городов областного значения). По Уполномоченному по правам человека: омбудсмен не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Сената. Он вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях Парламента и имеют право быть выслушанными. И самое главное, право Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд и введение административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности представителей Уполномоченного по правам человека. Важны конституционные поправки по переименованию Счетного комитета в Высшую Аудиторскую Палату. Закрепление права собственности народа на землю и ее недра, животный и растительный мир и другие природные ресурсы (Гражданский кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Кодекс «О недрах и недропользовании»). Установление исключительной подследственности органов прокуратуры по делам о пытках. Установление в Трудовом Кодексе возможности привлечения к принудительному труду на основании судебного акта о признании виновным в совершении административного правонарушения. Эти и многие другие изменения после референдума стали прочной основой для изменения в правовой системе и защите конституционных прав казахстанцев.
Марат Башимов