Часто моя бабушка по материнской линии, сидя у окна, вспоминала и рассказывала нам об истории. Многое мы тогда не понимали. Особенно часто к нам заходил секретарь парткома совхоза, человек в возрасте и долго разговаривал с ней, спрашивал ее о страшных страницах нашей истории и они обадолго и молча глядели в окно. Я эти взгляды запомнил, но не понимал. Почему они молчат. У же потом с годами, когда закончил исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, работал в архивах ЦК КПСС, Октябрьской революции, МИД СССР и других, когда становились известными страшные истории ленинского и сталинского периодов, массовые голодные смерти в Казахстане, Украине, Поволжье, Кавказе, только тогда я стал понимать – почему они молча смотрели в даль, тем самым тихо говоря «иманды болсын». То поколение 30-х пережило страшные времена когда, по рассказам бабушки, родители могли «сьесть» ребенка для спасения других детей. Это было чудовтщно, но это было. Дорога от Каркаралинска до Семея и далее была усыпана трупами. Они выжили, добравшись до озера Байкал и это озеро с рыбами и водой – спасло им жизнь. Только в 1939 году они вернулись, когда стали, как они говорят, «кербовать», то есть вербовать на стройки востока Казахстана, в Восточно-Казахстанскую область, в горно-рудный поселок Белоусовка и жили многие годы, прямо у промышленных отвалов. Все пережили, а часть родственников вернулись, кто в Каркаралинск, кто в Караганду, на свою Родину. Сейчас поиск духовности и нравственности в истории стал важным для многих наших граждан. И надо признать, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделяет большое внимание подлинному возрождению истории Казахстана, казахов, на трагические моменты истории, изучение «белых пятен», суровой ее правде. Много делает государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий, которая проводит большую исследовательскую работу.
Глава государства в газете «Егемен Казахстан» в статье « Независимость дороже всего» прямо обратил внимание на «белые пятна» в изучении истории казахов. О страшном голоде 1921-1922 годов, вообще, замалчивали. А это были страшные годы. Голод 1932-1933 годов, вообще, чуть ли унес жизни половины населения Казахстана. Я не раз писал о том, что специфика Казахстана была в том, что в степи, выживали за счет скотоводства и когда стали массово забирать скот, другого способа как выжить просто не было. Это на юге, где была оседлость, росли овощи и фрукты, могли хоть как то выжить. В суровых условиях севера, востока и запада Казахстана – это было просто немыслимо. В советской историографии не изучалась история ужасающих послереволюционных «голодоморов». И абсолютно справедливо указал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на эту трагическую страницу нашей истории, унесшей жизни миллионов наших казахов и поручил, чтобы было организовано большее изучение исторических важных событий Казахстана. Глава государства в год 30-летия Независимости отметил, что: «в этом году исполняется 30 лет нашей независимости. Это важная дата в укреплении возрождённой казахской государственности, свободы, к которой стремились наши предки. В истории 30 лет – это мгновение ока. Однако для многих народов это целая эпоха трудностей и радостей, кризисов и развития. Мы идём по тому же пути». «Нам необходимо продолжить процесс политических и экономических реформ и модернизации сознания, сформировать новую идентичность нации, адаптированную к современным требованиям», – отметил Президент. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что идея государственности всегда должна отражаться в художественных и документальных исторических произведениях и генеалогия, написанная в контексте национальных интересов, сможет пробудить сознание будущих поколений и позволит сохранить память о нации. Статья Главы государства имела глубокий смысл и четкую направленность, что вместе с изучением истории, мы смогли бы смотреть с оптимизмом, казахстанским патриотизмом в наше. будущее.
И сейчас расширены возможности для издания материалов исследований истории политических репрессий в регионах, а также формирования информационной среды, ориентированной на запросы молодежной аудитории, давались поручения, направленные на обеспечение стратегических приоритетов в информационной работе и расширении деятельности по изданию материалов исследований Госкомиссии с применением новых печатных и цифровых технологий. Работа Госкомиссии продолжается и ее итоги становятся известными благодаря СМИ. Недавно Главой государства был заслушан отчет Государственного советника о работе Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. Понятно, что деятельность комиссии сосредоточена на научно-исследовательском направлении и членами комиссии, видными учеными, экспертами проведена масштабная работа в архивах страны, изучены закрытые фонды. Нашу многовековую историю надо знать и она дает возможность смотреть в будущее, извлекать уроки и дорожить нашей независимостью своей страны, суверенного Казахстана.
Марат Башимов