Реформы стали развивать институт Уполномоченного по правам человека

Конституционными реформами создан полноценный, эффективный институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена), соответствующий потребностям нынешнего общественного развития. Вот некоторые нормы из законопроекта: «деятельность Уполномоченного должна будет основываться на принципах законности, объективности и справедливости, открытости, а также независимости, ответственности и непредвзятости в интересах прав и свобод человека и гражданина.» Прописываются гарантии неприкосновенности Уполномоченного, в том числе касательно привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, недопустимости вмешательства в его деятельность и возложения каких-либо функций, не предусмотренных законом, а также оказания воздействия в какой бы то ни было форме с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий. Значительно расширены полномочия Уполномоченного в части восстановления нарушенных прав человека и гражданина. Самое главное, это конституционное право обращения в Конституционный Суд. По самому институту принят конституционный закон, что усилило его правовой статус. Дело в том, что я сам, как член Национального совета общественного доверия, озвучил в 2019 году на встрече с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, необходимость приведения правового статуса в соответствии с требованиями Организации Объединенных наций, а конкретно требованиями резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (Парижские принципы). Глава государства не только поддержал, он поднял статус этого института до уровня конституционного.
Далее, если рассмотреть полномочия, то по результатам рассмотрения жалобы в зависимости от принятого решения Уполномоченный может: 1) направлять в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностным лицам, государственным служащим, действиями (бездействием) которых нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав; 2) обращаться в уполномоченные государственные органы или к должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; 3) обращаться в суд с исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, а также участвовать в процессе в установленных законом формах. Оговаривается, что Уполномоченный не только принимает к рассмотрению жалобы от заявителя, но и сам будет вправе инициировать рассмотрение жалобы об этих нарушениях с обеспечением мер, предусмотренных законопроектом, в случае, если из средств массовой информации ему станет известно о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. В содержательном плане Уполномоченному вменяются функции изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что придаст системный характер его деятельности. По итогам такой деятельности ожидается направление Уполномоченным замечаний и предложений общего характера по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Он может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о внесении поправок в законодательство Республики Казахстан, а в случаях, имеющих большое общественное значение либо грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, направлять обращение непосредственно Президенту, Палатам Парламента или Правительству Республики Казахстан. Законопроектом закрепляются статус и деятельность представителя Уполномоченного в регионе, основные функции Национального Центра по правам человека, определяются источники финансирования. Конечно, работа по совершенствованию законодательства об Уполномоченном по правам человека будет и дальше совершенствоваться в связи с развитием института и запросами общества. Но на данном этапе – это большое движение вперед к верховенству Конституции, созданию демократических институтов, формированию правовой культуры, развитию человеческого капитала.

В заключение, следует отметить, поручения Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по усилению правозащитной функции Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) выполняются и это соответствует провозглашенным им принципам «справедливого общества и эффективного государства», построению «Нового Справедливого Казахстана». Тем самым создан эффективный правозащитный институт уполномоченного по правам человека, соответствующий потребностям нынешнего общественного развития.
Марат Башимов