Вопрос детской преступности является актуальной не только в Казахстане, но и во всем мире. Разница лишь только в том, что на постсоветском пространстве так называемая «воровская жизнь» обрела некий романтизированный образ среди несовершеннолетних. «Грев», «А. У. Е» – непонятные для обычных людей термины, от которых веет 90-ми годами. Прошло более 30 лет с того времени, но, увы, эти слова и обширный кодекс воровских понятий все еще присутствуют в определенных слоях общества, отравляя уязвимые умы подростков.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. За девять месяцев прошлого года по республике было зарегистрировано около 1100 уголовных правонарушений, совершенных подростками. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года количество преступлений хоть и незначительно, но возросло (на 2%).
В 2022 году на лидирующих позициях по совершенным юными беспризорниками преступлениям города три области: Алматинская область (118), Жамбылская область (97), Туркестанская область (92). Чаще всего подростки проходят по статье «Кража». А в чем, собственно, причина? По словам детского психолога и педагога с 30 летним стажем Масулжан Талканбаевой , зачастую причинами правонарушений являются проблемы в семье.
– Злоупотребление алкоголем родителями, отсутствие постоянного заработка и другие бытовые вопросы вследствие сказываются на ребенке, и ему приходится идти на преступления, чтобы хотя бы просто не остаться голодным, – говорит психолог.
Здесь стоит провести параллели между мотивами преступлений среди несовершеннолетних. В частности, большинство из них объясняется проблемной семьей, но современное общество не учитывает тот факт, что есть ряд преступлений, мотивом которых становится самоутверждение ребенка. Переступая закон, подросток полагает, что тем самым он сможет показать свою силу, значимость в обществе.
Нередки случаи совершения преступлений из любопытства. Попробовав один раз, почувствовав безнаказанность, подросток уже не может остановиться. Со временем преступления становятся спланированными и более жестокими. Так, в начале 2022 года, 12 несовершеннолетних были привлечены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и 18 – за умышленное причинение средней тяжести вреда. По официальным данным, более 30-ти процентов несовершеннолетних, нарушивших закон, нигде не учились и не работали. И с каждым годом показатель увеличивается. Согласно статистике, большая часть правонарушений совершается в возрасте 16-17 лет.
В чем причины?
Тенденция роста и популяризации так называемой «блатной жизни» наблюдается в частности среди поколения Z (рожденные после 1997 года) и альфа (рожденные после 2010 года). Есть сильная разница между малолетними уголовниками начала 90-х и нашего времени. Попытаемся разобраться, какая именно и почему? Начало 90-х годов ознаменовано окончательным исчезновением социалистического лагеря, распадом СССР, рыночными реформами и глубоким экономическими политическим кризисом во всех странах бывшего СССР. Казахстан не стал исключением. Десятилетка, ведущая за собой массовую безработицу, почти абсолютное беззаконие и анархию, заставляла взрослых и в какой-то степени детей идти на все ради выживания в критических ситуациях. Так, «лихие девяностые» запомнились нам как самый криминальный период в странах постсоветского пространства. А группировки и ОПГ того времени состояли из людей, которых объединяла одна общая цель – не остаться ни с чем. Соответственно, подростки были окружены такого рода людьми, и оказаться под влиянием преступной деятельности тогда было куда проще.
А что мы наблюдаем сегодня? Преступники живут отголосками прошлого и историями «блатной жизни». Они не живут в период беззакония и кризиса. Сюда стоит добавить полюбившиеся фильмы, снятые по мотивам того времени. Романтично обыгранная жизнь бандитов, понятия чести в воровской культуре и красивая картинка, дающая вкупе сильное впечатление на неокрепшие умы подростков. Не стоит забывать и о так называемых «рассказчиках», которые так и норовят поделиться своей историей, приукрасить и выдать все за норму.
Обычно это начинается, когда молодой человек оканчивает школу и собирается идти в университет. Заинтересовавшись темой криминала, он начинает активно искать информацию, а сейчас в интернете такого рода контента очень много: есть целые разборы о том, как «зайти» на зону, как вести себя в тюрьме. На специальных ютуб-каналах можно узнать о том, как заварить сладкий чифир…
Также чаще всего подростки совершают преступления под влиянием ближайшего окружения. Это еще раз доказывает, что социализация личности в подростковом возрасте не завершена и влияние окружения, как положительное, так и отрицательное, слишком велико. Сегодня роль семьи в формировании личности снижается. Конечно, часть вины за преступления, совершенные подростками, лежит на родителях. С введением в действие с 1 января 2015 года нового Уголовного кодекса усилены меры наказания для нерадивых родителей, чья бесконтрольность становится одной из причин нарушения закона подростками. Так, часть 2 статьи 111 Кодекса об административных правонарушениях «Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение ими преступления либо иных антиобщественных деяний» квалифицирована в статью 140 Уголовного кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Жительница столицы Алия Адамбаева воспитывает троих подростков. По ее словам, одна из причин роста преступности среди детей – это то, что они предоставлены сами себе, а родители должным образом не занимают детей полезными делами.
– У меня трое мальчиков, старшему сыну я старалась привить правильные ценности и отдавала его на разные кружки и спорт секции. Прислушивалась к его желаниям, наблюдала за тем, какой у него круг общения, при этом стараясь на своем примере показать ему, что правильно, а что нет. Став взрослым, ему сейчас 17 лет, он старается привить правильные качества младшим братьям, занять их тем, что им будет полезно в будущем, – говорит женщина.
Потребности подростков ограничиваются текущими делами или развлечениями. Поэтому им следует помочь в постановке задачи саморазвития: научить планировать, представлять будущие действия, их результаты, уметь предвидеть последствия правонарушения, осуществлять самоконтроль и самовоспитание.
Темирлан Бейсенхан