Технологии и механизмы взаимодействия неправительственных организаций и институтов власти в США: опыт для Казахстана

За последние три десятилетия в контексте геокультурной парадигмы развития глобального мира четко обозначился процесс оформления гуманитарного измерения в мировой политике. Важная роль в этом процессе отводится институтам гражданского общества, неправительственным, некоммерческим, негосударственным организациям (НКО/НПО-системам).
Особенно яркими примерами развития неправительственных организаций в качестве передовых структур гражданского общества являются западные страны – страны Евросоюза и США. Это объясняется историческим первенством в создании неправительственных организаций в западном мире, духом протестантизма, побуждавшим индивида к социальному служению и поощрявшим личную активность и предприимчивость во всех сферах жизни, а также более быстрым и динамичным развитием капитализма и рыночных отношений в данных странах. На этом историческом пути западные государства убедились, что взаимодействие с общественными организациями и поощрение их деятельности в рамках закона приносит не только гораздо больше выгод, чем убытков, но и укрепляет существование самого государства. А также, что немаловажно, такая система и структура гражданского общества служит постоянному приросту современных производителей и потребителей социальных благ, то есть способствует поддержанию и обновлению рынка.
В этой связи важно представлять себе, чем являются неправительственные организации сегодня для стран, породивших этот социальный феномен. В данной статье мы проанализируем технологии и механизмы взаимодействия неправительственных организаций и институтов власти в США.
В Соединённых Штатах Америки насчитывается более 2 миллионов общественных объединений разного рода, где в той или иной мере участвует более половины населения. Наиболее распространённая форма организаций третьего сектора — «некоммерческая организация» (non-profitcorporation); При этом в стране отсутствует общенациональное законодательство по НПО сфере.
На федеральном уровне правовую основу деятельности НПО/НКО даёт Налоговый кодекс, в статье 501 которого перечислены критерии для предоставления статуса «освобождённой от налогов организации» (tax-exemptorganization). Вопросы текущей деятельности общественных объединений: учреждение, реорганизация, ликвидация, приём на работу и увольнение сотрудников и т.п., — регламентируются законами штатов. К видам, деятельности, освобождённой от налогов отнесены:

  • религиозная;
  • филантропическая;
  • научная и образовательная;
  • литературная;
  • содействие общественной безопасности;
  • поддержка любительского спорта;
  • предупреждение жестокого обращения с животными и др.
    НПО не имеют права вести пропаганду (но запрет не распространяется на миссионерскую работу), предпринимать шаги, направленные на изменение законодательства (однако они, при соблюдении некоторых ограничений и требований открытости и прозрачности, могут заниматься лоббированием проектов по основному профилю своей работы), не должны участвовать в политических кампаниях от имени или против имени любого из кандидатов на выборную должность НПО/НКО имеют право заниматься предпринимательством, если это соответствует основной «цели и прибыль не идёт на личное обогащение членов организации.
    Для получения статуса юридического лица инициативная группа должна зарегистрировать в офисе Госсекретаря штата устав организации, в котором зафиксированы название, период деятельности (срочный или, бессрочный); цели создания, адрес, руководители, отмечен некоммерческий характер деятельности, — а также уплатить за выдачу свидетельства денежный сбор ($25-150 в зависимости от штата).
    Ограничений на получение пожертвований на нужды НПО из-за-рубежа в США не существует. В ежегодных налоговых декларациях НПО обязаны указать только общую сумму пожертвований, имена благотворителей могут быть обойдены молчанием (однако, такие сведения должны быть зафиксированы во внутренней бухгалтерской документации и быть представлены компетентным органам по их запросу).
    Интересно, что законы штатов обычно считают «иностранными некоммерческими корпорациями» НПО не только из других стран, но и из других регионов США. От иностранного НПО требуется дополнительно документ правомочного зарубежного госоргана или властей другого штата с подтверждением существования этой организации в месте первичной регистрации.
    В стране не существует специализированной государственной структуры, регламентирующей или контролирующей НПО. Вместе с тем присущая политическому механизму США кадровая динамика позволяет налаживать эффективное взаимодействие общественных организаций с Госдепартаментом, Пентагоном, спецслужбами, USAID и другими официальными властными институтами и ведомствами, партийными и лоббистскими структурами, заинтересованными в использовании ресурсов третьего сектора в своих профессиональных интересах.

Турекулов А.Б.