Учитель в школе что посев в поле

Профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее поколения и страны. О том, почему отечественный рынок труда испытывает кадровый дефицит квалифицированных учителей и почему учитель – это снова престижно, в этом материале.
По информации государственной платформы Enbek.kz в десятку самых востребованных профессий в стране вошли учителя. С 2020 года заработная плата учителей увеличивается на 25% в год. По данным Министерства просвещения, в 2022-2023 годах педагогические факультеты получили 10 810 стипендий для обучения в бакалавриате. Профессия учителя также привлекает социальными гарантиями и длительными отпусками.
На сегодняшний день основной проблемой является нехватка педагогических кадров. Как всегда, речь идет о конкретной цифре. В последние годы Министерство просвещения заявляло о дефиците в четыре-пять тысяч, что, конечно, незначительная цифра, учитывая, что учителей в республике несколько сотен тысяч. Но по косвенным признакам можно судить совсем о другой статистике. Поэтому беспокоиться стоит даже не о коррупционной составляющей будущего строительного бума, хотя она кажется огромной, а о том, что в новых школах работать будет некому.
Престижность профессии учителя и новые школы
В последние годы правительство инициировало множество изменений в законодательстве, направленных на повышение востребованности профессии учителя. Реформы начались с повышения статуса учителя, которого отныне нельзя было безнаказанно оскорбить. Далее в Министерстве просвещения отчитались о попытках усилить качество подготовки кадров. Например, в 2020 году пороговый балл для поступления на педагогические направления был повышен с 60 до 70, в 2021 году – до 75. Прошлым летом министр образования Асхат Аймагамбетов анонсировал проект «Сельская цифровая школа», направленный на решение проблемы нехватки кадров в малых учреждениях. Ранее правительство РК инициировало Нацпроект «Комфортная школа». Напомним, что в рамках данного проекта планируется создание благоприятных условий и среды для обучения детей. Сообщалось, что на реализацию национального проекта из республиканского бюджета и Национального фонда Республики Казахстан в период 2023-2025 годы предусмотрено выделение 2 606 596 055 тысяч тенге (2023 год — 499 999 715 тысяч тенге, 2024 год — 1 038 388 534 тысячи тенге, 2025 год — 1 068 207 806 тысяч тенге).
С чем же связано инициация данного проекта? В постановлении правительства отмечается, что за годы Независимости сеть школ по стране сократилась на 1,4 тысячи (с 9 тысяч до 7,6 тысячи), в основном за счет сокращения обучающихся в малокомплектных школах в неперспективных населенных пунктах и закрытия этих школ. Контингент достиг 3,7 млн обучающихся, из которых 2,2 млн — в школах городов, 1,5 млн — в школах в сельской местности. Однако учитывая высокие показатели реализации данного проекта и не менее пристальное внимание Главы Государства к нему, проект все же имеет брешь из которого вытекает проблема нехватки квалифицированных преподавателей (об этом мы говорили выше).
Как будет дальше решаться данная проблема, вопрос остается открытым. Однако не стоит говорить о том, что по всей Республике крайняя нехватка учителей. Речь идет о квалифицированных и мотивированных кадрах, считающих работу учителя своим призванием. Учитывая множественную поддержку государства в сфере поднятия уровня престижности профессии и его социального статуса в целом, есть большая вероятность повторить сценарий переизбытка кадров на рынке труда или того хуже. К примеру, учитывая общую тенденцию повышения уровня заработной платы, социальных мер поддержек и общего количества образовательных грантов, в данную стезю могут прийти кадры, мотивированные лишь промежуточным этапом данного амплуа. В частности, мы говорим о будущих студентах ВУЗов чье желание поступить на преподавателя будет мотивировано лишь грантом и гарантийным будущем в случае, если он все-таки пойдет работать в сферу образования.

Агадиль Адамбаев