Уроки прошлого не извлечены (Цена спасения – грош)

Трагические события, произошедшие в новообразованной области Абай, унесли жизни 14 человек. Масштабные лесные пожары бушуют с прошлой недели. К сожалению, борьба со стихией продолжается…

Отметим, что согласно официальному заявлению вице-министра по чрезвычайным ситуациям Ибрагима Кульшимбаева с начала текущего года в стране зафиксировано 122 лесных пожара, общая площадь возгораний составила 19 тысяч гектаров.

«–Уроки не извлечены», так отметил Глава Государства Касым-Жомарт Токаев в ходе заседания оперативного штаба развернутого в Абайской области.

– Во-первых, после крупных пожаров прошлого года уроки не были извлечены, хотя имелись все необходимые поручения. Уже понятно, что угрозу недооценили. Прогноз был неточным. Как следствие реакция не была адекватной и своевременной. Значит, соответствующие алгоритмы не работают. Это, в первую очередь, упущение МЧС. Вообще, должен быть алгоритм действия, который утвержден Советом безопасности. Случился пожар, немедленно приступать к его тушению. Но не бросать лесничих, у которых нет ни техники, никаких средств. Как минимум должна ставиться задача по локализации пожара. Нужно работать вместе. Это всенародное бедствие. Роман Васильевич Скляр, разберитесь и возьмите эти вопросы на контроль. Мы же недавно разбирались со случаем в Костанае. Почему не извлекли уроки? Пожары – это частое явление. Во всем мире происходят пожары и надо уметь бороться с ними, тем более речь идет о лесах. Вообще, мы очень плохо относимся к нашим лесам. У нас их мало – не более 4 % лесных насаждений. Поручаю Генеральной прокуратуре в рамках возбужденного уголовного дела дать принципиальную оценку действиям уполномоченных органов и должностных лиц, – отметил Глава Государства.

Казалось бы, недавний пожар в Аманкарагайском бору в 2022 году в ходе которого сгорело более 42 тысяч гектаров леса и 108 строений должен был внести свои значительные коррективы и выявить множество изъянов в работе местных исполнительных органов и служб гражданской обороны, однако как показала практика на фоне нынешних стихийных бедствий в Абайской области, уроки, действительно не были извлечены.

Кого винить? Однозначно на данный вопрос ответить нельзя, так же, как и выявить главного виновника в сей ситуации на текущий момент. Сказать, что во всем виновата суровая стихия не представляется возможным, по объективным на то причинам (огонь не накажешь). В одном можно быть уверенным точно, кадровая чистка и расследования рамках возбужденного уголовного дела не миновать, в данном случае общественность ждет принципиальную оценку от Генеральной прокуратуры действиям уполномоченных органов и должностных лиц.

Из всей ситуации складывается следующая пазл. Ошибки, допущенные на высшем уровне, стадии прогнозирования, на местном исполнительном уровне и т.д. чревато людским жертвам и риском для бойцов гражданской обороны.

Последние вот уже целую неделю пытаются обуздать бушующую стихию. Недавние видео кадры, опубликованные в сети, демонстрирующие уставших и изнуренных пожарных после беспрерывной борьбы с пламенем, вызвали у пользователей сети и общества бурю эмоций. Кто-то отмечает героизм и преданность своему делу, другие сопереживают, одни яростно критикует местные власти за халатность, последствия которой, рискую жизнями устраняют пожарные.

На есть свои причины. До 2022 года, бойцы службы гражданской обороны в соотношении риска своей деятельности к зарплате получали сравнительно невысокое денежное довольствование. Но даже при таких условия казахстанские пожарные проявляли героизм спасая людей, порой ценной собственной жизни…

Так в ноябре 2022 года тогдашний глава МЧС сообщил, что с 1 января 2023 года зарплату пожарных и спасателей повысят от 10 процентов до 70 процентов, где 70 процентов — это максимальное повышение для рядового состава, тех, кто только начинает службу. При таком раскладе, начиная с марта месяца текущего года минимальная заработная плата начинающего сотрудника пожарной или спасательной службы составит 180 тысяч тенге. Как заявил тогдашний министр, на момент 2022 года минимальная заработная плата составляла 110 тысяч тенге, а тремя годами ранее всего 65 тысяч тенге. Отметим, что на тот момент речь шла исключено о повышение заработной платы на 70 процентов рядового состава, 10% для руководящего состава. Что касательно руководящего состава министерства повышение заработной платы не ожидается.

Грош не оправдывает столь высокие риски, однако долг превыше всего. И именно служебный долг толкает бойцов пожарных частей и всех сотрудников гражданской обороны идти на эти риски. От сюда вытекает простая истина… В суровой реальности герои не носят плащи, на них засаленные спецовки, с каской на голове и кислородной маской на лице. Они обуздывают стихию, и часто готовы пойти на собственную жертву ради спасения других.

Темирлан Бейсенхан