ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ

Экстремизм за последнее десятилетие приобрел международный масштаб. Выйдя за рамки государственных границ, экстремизм представляет опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств и в целом для международной безопасности.
Президент Касым-Жомарт Токаев на VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий напомнил, что в декларациях предыдущих форумов настойчиво осуждались радикализм, насилие и конфликты и отметил, что экстремизм и терроризм остаются сложными проблемами и угрозами. Встреча религиозных лидеров в сегодняшний сложный период за одним столом имеет важное значение – они показывают всему миру, человечеству, что можно прийти к общему мнению и найти решение по любому вопросу.
В этой связи и средства противодействия этому социальному злу также должны носить международный (всеобщий) характер, руководствуясь принципом «Quod omnes tangit, debet ab omnibus supportari», в переводе с латинского означающим «Что касается всех, должны поддерживать все», и главная роль в обеспечении надлежащих основ для борьбы с этим явлением должна принадлежать именно международно-правовому сотрудничеству государств.
Важное место в обеспечении эффективной антиэкстремистской деятельности отводится формированию правового механизма международного сотрудничества государств, единого подхода к оценке отдельных видов и форм экстремизма, выработке единой методологии пресечения распространения и поддержки его идеологии.
В преамбуле Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма констатируется, что Генеральная Ассамблея ООН выражает глубокую озабоченность тем, что «во многих регионах мира все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежит нетерпимость или экстремизм».
Так как экстремизм активно вошел во все области общественной жизни, оказывает деструктивное влияние на развитие общества, проведение социально-экономических реформ, то эффективное противодействие этому явлению невозможно без наличия глубоких знаний о самом явлении, без научного осмысления его сущности и понятия, выработки международно признанного понятия «экстремизм», чтобы четко определить, с чем и против чего необходимо вести борьбу.
Поэтому противодействие экстремизму не только государственной, но и международной проблемой.
В этой связи ознакомление с зарубежным опытом противодействия экстремизму позволит: во-первых, выделить общие черты юридической ответственности за религиозный экстремизм в разных странах; во-вторых, установить отличия в правовом регулировании противодействия этому явлению; в-третьих, найти наиболее приемлемые, заслуживающие внимания зарубежные правовые нормы и институты для включения в правовую систему; в-четвертых, определить тенденции его развития в разных странах.
Анализ существующей международно-правовой базы сотрудничества государств в области борьбы с экстремизмом показывает, что она еще не совершенна. Так, до сих пор существуют некоторые важные аспекты, которые не урегулированы в специальных межгосударственных соглашениях в области борьбы с экстремизмом.
Изучение международно-правовых документов показало, что понятие «экстремизма» носит неоднозначный, характер. В связи с этим важна выработка единого универсального международно-правового понятия, охватывающего проблему экстремизма в целому поскольку требуется конкретизация признаков такого явления как экстремизм.
Понятие «экстремизм» рассматривается не только законодательством отдельных стран, но и документами международных и межнациональных организаций и объединений, например ООН; EС, СНГ, ШОС. Наибольший интерес при рассмотрении определения экстремизма представляют документы ООН как самой представительной международной организации.
Одной из основных задач перед Организацией Объединённых Наций стоит поддержание международного мира и безопасности, а также развитие многостороннего сотрудничества между государствами. Особое внимание ООН уделяет борьбе с терроризмом и экстремизмом. Организация способствует проведению антитеррористических форумов и координации деятельности различных государств мира, направленной против террористов.
Для достижения этой цели ООН приняты такие, документы как Устав Организации Объединённых Наций, Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Совет Безопасности ООН в своих резолюциях неоднократно признавал акты международного терроризма одной из самых серьезных угроз для международного мира и безопасности в XXI веке. Резолюция 1377 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4413-м заседании 12 ноября 2001 года, признала рассматриваемое явление, противоречащим целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций. Также признаётся, что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержки актов международного терроризма, противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций.
Основополагающим правовым документом в этом отношении признается Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года). Декларация уделяет значительное внимание проблеме противодействия экстремизма.
В ряде других документов и докладах Организации Объединенных Наций понятие «экстремизм» употребляется как тождественное «нетерпимости» и связывает его с нетерпимостью к другим лицам, отношением к ним как к «нелюдям» с соответствующей мотивацией действий.
В то же время, в ряде других решений ООН используется термин «экстремизм». Так, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 года. № 49/60 сказано, что «Генеральная Ассамблея… глубоко озабочена тем, что во многих регионах мира все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежит нетерпимость или экстремизм». Однако понятие экстремизма в данной резолюции не раскрыто.
Аналогичное положение содержится и в Резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года № 1373 в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в США.
Вместе с тем, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2003 года № 58/174 именно экстремизм (а не терроризм) рассматривается в качестве угрозы для международной законности и правопорядка в мире.
Вдобавок в некоторых решениях ООН наравне с экстремизмом используются и синонимичные понятия. Например, в Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000г. № 55/59118 используется термин «ксенофобия».
При этом следует отметить, что термин ксенофобия произошел от греческого слова xenos — чужой и phobos — боязнь, страх, т.е. навязчивый страх перед незнакомыми людьми, боязнь чужих; неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов, а также к чему-либо незнакомому, чужому, непривычному.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1967 г. №2331 говорится о мерах, которые должны быть приняты против нацизма и расовой нетерпимости и т.д. Причем значение данных терминов также не раскрывается.
16 ноября 1995 г. в г. Париже странами — членами ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности. С тех пор 16 ноября является Всемирным днем толерантности. Международный день, посвященный дню толерантности, установлен в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе другим».
Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной — и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним.
В докладе Генерального секретаря ООН «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» отмечается, что «идеология экстремизма и изоляции, которая отрицает ценность и достоинства других и изображает их как нелюдей, заслуживающих истребления. Организация Объединенных Наций хорошо понимает опасность, исходящую от тех, кто распространяет экстремистское мировоззрение. Те, кто совершает геноцид и зверства, являются также теми, кто негуманно относится к другим».
В декабре 2008 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма; расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
В Резолюции прямо указывается на то, что подобного рода практики представляют собой «несомненное и явное злоупотребление правом на свободу мирных собраний и ассоциаций, а также правом на свободу убеждений и на свободное выражение их по смыслу этих прав, как они гарантированы во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации».
Как отмечают А.И. Долгова, А.Я. Гуськов, Е.Г. Чуганов из приведенных понятий можно сделать вывод о том, что в документах ООН под экстремизмом понимается не просто отрицание ценности и достоинства других, но и изображение их как «нелюдей».
Организация Объединенных Наций связывает экстремизм с определенной идеологией и мотивацией деяний, вытекающих из данной идеологии, как определенное отношение к другим, лежащее в основе мотивации разнообразноного поведения, в том числе и террористического.
По существу, такое поведение лица или группы лиц противоречит тем нормам, которые излагаются в ряде документов Генеральной Ассамблеи ООН.
В сентябре 2003 года на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) экстремизм, был определен как «форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии и основанной на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма». В данном документе отмечено, что ПАСЕ по-прежнему озабочена возрождением экстремистских движений и партий в Европе и считает, что ни одно государство не ограждено от той угрозы, которую экстремизм по самой своей сути представляет для демократии.
Из приведенного определения видно, что оно раскрывает лишь политическую сущность данного явления и никакого отношения не имеет к социальной сфере.
В вышеназванных международно-правовых документах запрещается дискриминация, но запрещение напрямую не связано с экстремизмом как способом разрешения социальных противоречий.
Первое международно-правовое определение экстремизма дается в Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», подписанной в Шанхае 15 июня 2001 г. главами государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.
В части 1 ст. 1 Шанхайской конвенции раскрывается определение экстремизма, под которым понимается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».
Данное определение наглядно отличается от понятия «экстремизм» в документах ООН и является по своему содержанию более емким, но несет скорее политический, нежели юридически смысл.
Недостатком данного определения, по мнению некоторых исследователей, является предусмотренная в понятии возможность использования только одного вида насилия — физического, причем используемым для посягательств, нацеленных на власть, конституционный строй государства, общественную безопасность.
Наряду с этим, некоторые криминологи считают, что логично было бы рассмотреть экстремизм в двух вариантах, то есть относительно физического и психического насилия, что увязывалось бы с пониманием экстремизма в документах ООН.
По вопросам реализации Шанхайской конвенции 5 июля 2005 г. в г. Астане принята Концепция сотрудничества государств — членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая определяет базовые цели и принципы сотрудничества государств в данной области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, что прямо отражено в разделе 1 «Общие положения».
Концепция рассматривает терроризм, сепаратизм и экстремизм как антиправовые явления, которые не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, независимо от их мотивов, а лица и организации, виновные в совершении таких действий, согласно Конвенции должны быть привлечены к ответственности.
Таким образом, проведенный анализ международных нормативно-правовых актов показал, что единого правового понятия «экстремизм» не существует. Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности в ряде своих резолюций и докладах высокого уровня — Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций употребляют понятие «экстремизм» как идентичное «нетерпимости»; связывает его с нетерпимостью к другим, отношением как к «нелюдям», с соответствующей мотивацией действий.
Наряду с этим, анализ международно-правовых актов показывает, что понятие «экстремизм» может иметь различную идеологическую ориентацию и вторгаться в разные сферы социально-политических отношений: национальную, религиозную, экономическую.
Помимо этого, в ряде отмеченных документов экстремизм представляет собой устрашение насилием, разжигание национальной и религиозной розни, организация мятежа, насильственного захвата власти, который сродни с терроризмом.
Таким образом, основными особенностями понятия экстремизма в международно-правовых актах в рамках Организации Объединенных Наций являются: признание экстремизма (отдельных его форм) в качестве угрозы для международной законности и правопорядка в мире; недостаточная разработанность понятия «экстремизм» (в частности, отсутствует общепринятое международно-правовое определение экстремизма и его форм), криминализации наиболее опасных и распространенных форм экстремизма (в основном терроризма и нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности); наравне с экстремизмом используются другие синонимичные понятия, такие как, «ксенофобия», «нацизм», «расизм», «антисемитизм» и «нетерпимость» т.д. Причем значение данных терминов также не раскрывается, то есть в зависимости от контекста они могут трактоваться как в качестве равнозначных, так и разнопорядковых понятий.
В то же время, заслуга определений и характеристик экстремизма в международном праве заключается в том, что они создают международно-правовую основу для раскрытия уголовно-правовой сущности экстремизма в национальном уголовном законодательстве.
Идеология указанных документов направлена на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности национальной безопасности государства, выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлениям экстремизма.

Турекулов А.Б.