АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Особенностью модернизации казахстанской системы образования на современном этапе является государственная политика Республики Казахстан в области образования, направленная на формирование конкурентоспособной нации. Она основывается на положениях Конституции Республики Казахстан, законодательных актах РК, на Посланиях Президента страны народу Казахстана, на материалах международной образовательной политики ЮНЕСКО, ОЭСР и др. Согласно названным документам, образование в Казахстане занимает особое место среди долгосрочных приоритетов государства и приравнено к проблеме социальной безопасности.
Основным приоритетом, обеспечивающим соответствие образования социально-экономическим требованиям, должна явиться сбалансированная, целенаправленная комплексная образовательная политика РК. Положения образовательной политики в целом определяют стратегические основания построения национальной программы развития системы образования, обеспечивающей рост благосостояния населения и конкурентоспособности страны.
В этой связи высшее юридическое образование занимает особое место в национальной системе образования. Это обусловлено той ролью, которую играет профессия юриста в решении очень многих задач, связанных с нормальным функционированием государства и всесторонней защитой гражданских прав и свобод.
Эффективность реформирования как в правовой сфере, так и в масштабах всего общества непосредственно зависит от уровня квалификации юридического корпуса государства. Практикующий юрист в процессе своей деятельности принимает решения, которые, определяя авторитет и уважение к государству, являются чрезвычайно важными для судьбы человека. Но когда эти решения идут вразрез с законодательством, нарушают или не защищают права граждан и интересы государства, то это уже не что иное, как беззаконие, что противоречит самой идее правового государства.
Юридическое сообщество должно брать на себя ответственность за состояние дел охраны прав человека и гражданина, за развитие в Казахстане действительно правового демократического государства. На пути к новым цивилизационным формам решения экономических, политических и социальных проблем возросла потребность общества в целом и граждан, в частности, в юристах, способных разобраться в сложных и противоречивых коллизиях современной жизни, помочь гражданам отстоять свои права. Кроме того, огромная армия юристов вовлечена в процессы законотворчества, правоприменения и надзора за исполнением судебных и иных решений. Работа юриста всегда считалась престижной и почетной, а юридические факультеты не испытывали недостатка в абитуриентах. Но стать хорошим юристом не просто и одного юридического образования для этого недостаточно. Какой же набор знаний и умений нужно иметь современному юристу, чтобы стать желанной кандидатурой для работодателя? Сегодня назрела необходимость реформирования юридического образования. Причин этому немало и среди них особую значимость имеют: становление правового демократического государства; формирование новых государственных структур; расширение законотворческой деятельности; новые требования к юридическим кадрам; внедрение инноваций в учебный процесс; заимствование зарубежного опыта.
Все это поднимает значимость проблемы реформирования юридического образования как приоритетного направления до государственного уровня. Перед нами стоят две главные проблемы: насколько система юридического образования отвечает реальным нуждам государства и общества и насколько уровень подготовки кадров отвечает стандартам качества юридического образования. К сожалению, в государстве не определен на нормативном уровне перечень тех профессий и видов деятельности, которой должны заниматься люди, имеющие высшее юридическое образование. В органах государственной власти и управления, в сфере экономики многие должности требуют правовой подготовки и должны замещаться специалистами, имеющими юридическое образование. А если так, то мы не имеем достаточно обоснованного государственного заказа на подготовку юристов. В стране, кроме того, создана такая разветвленная сеть юридического образования, что не отвечает не только реальным нуждам государства и общества, а и здравому смыслу.
Сегодня мы говорим о перепроизводстве юристов. Но в то же время как государственным структурам, так и хозяйствующим субъектам сложно найти квалифицированного юриста. Поэтому очевидно, что только широкая сеть вузов не отвечает поставленным задачам, объективным нуждам общества, а лишь отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов, что таит опасность для нормального функционирования органов власти и государственных институтов. В последнее время в этом направлении многое делается, но, к сожалению, желаемый результат не достигнут.
Основной задачей современного юридического образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые наделены зрелостью разума, независимостью суждений и преисполнены ответственностью как перед обществом, так и собственной совестью. Мы стремимся формировать в наших выпускниках чувство национального патриотизма, справедливости и неуклонного стремления к новым знаниям.
Неподобающе подготовленные юристы — это опасность как для государства, так и для общества. Поэтому серьезной проблемой остается обеспечение качества подготовки специалистов. Это непосредственно связано с корректированием модели профессиональной подготовки, которая нынче практически носит «догоняющий» характер. Формирование содержания юридического образования осуществляется «от практики», что могло бы быть допустимым для стабильного правового общества, с постоянными профессиональными традициями и стабильным социальным порядком. Для общества и государства, находящихся в состоянии реформирования, такой подход явно не оправдывает себя. Следование упрощенной модели спроса на юридическую профессию, с большой долей достоверности, приведет к перепрагматизации. В связи с этим базовая подготовка юриста всех квалификационных уровней должна опираться на подготовку юриста широкого профиля, что позволит обеспечить академическую и профессиональную мобильность специалиста. Такая модель, ориентированная на определенный уровень юридического образования, должна привести, с одной стороны, к формированию широкого мировоззрения специалиста-юриста, а с другой стороны, должна включать в себя требования к объему знаний и навыков в определенных видах юридической деятельности. Фундаментальность — вот основное достоинство нашего высшего юридического образования. На юридических факультетах классических университетов, преподают не законодательство, а право, прививают навыки юридического мышления. Хороший выпускник будет ориентироваться в праве вне зависимости от того, какое действует законодательство, поскольку мы его обучали не конкретным статьям, а принципам права, юридическому мышлению. Конечно же, классическое фундаментальное юридическое образование, безусловно, должно сохраняться. Но в то же время необходимо подумать о запросах, которые диктует сама жизнь. В обществе возникают вполне определенные потребности в узких специалистах той или иной направленности. Поэтому повышение качества юридического образования в настоящее время должно быть ориентировано на спрос со стороны наиболее динамичных отраслей хозяйственного комплекса, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, формированием инновационных форм и уровней юридического образования, подготовкой специалистов-юристов на основе коррекции содержания и характера юридического образования, ориентацией на нужды социального развития. Получая заказ от будущих заинтересованных работодателей, мы сможем развивать профориентацию, внедряя в учебную программу, например, дополнительные специальные курсы и т. д. Юридическое образование в современном Казахстане и его развитие в перспективе преследуют цель формирования специалистов, осознающих свою профессиональную ответственность перед социумом, готовых отстаивать ценности правового государства. На сегодняшний день, возникла необходимость введения в учебный план принципиально новых курсов, которые должны привлечь внимание будущих юристов к проблемным и актуальным темам построения подлинного гражданского, общества. Это позволит не только расширить и углубить теоретическую базу знаний, но и способствовать реализации в последующей практической деятельности результативных методов работы.
Необходимо прививать культ знаний, что существенным образом, учитывая уровень профессионального юридического образования, поможет выпускникам находить свою нишу на рынке труда. Главная задача заключается в постоянной адаптации содержания высшего юридического образования посредством образовательных и профессиональных программ к нуждам общества. И здесь нужна система трансформации содержания высшего юридического образования на основе научно обоснованной программы, которая предусматривала бы создание механизма непрерывного обновления содержания. Только через содержание высшего юридического образования и качество обучения можно достичь этих целей. Во-первых, совершенствование государственных стандартов высшего юридического образования. Это даст возможность определить критерии относительно способности вуза осуществлять подготовку юридических кадров.
Во-вторых, в соответствии с требованиями стандартов, формирование содержания высшего юридического образования по образовательно-квалификационным уровням, предусмотрев их преемственность и непрерывность. В-третьих, в соответствии с требованиями государственных стандартов, проведение ряда организационных мероприятий, связанных с реализацией содержания образования посредством кадрового и учебно-методического обеспечения, материально-технической базы, системы доступа и диагностики знаний. Национальному университету с предоставлением автономии должно быть предоставлено право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что будет влиять на повышение уровня подготовки студентов. Всем известно, что образовательные стандарты — это требования к качеству образования. У общегосударственных стандартов есть и положительные, и отрицательные стороны. И если на заре независимости государства в период стремительного увеличения количества вузов, они позволили удержать национальное образование от дискредитации, то сейчас ситуация иная. Единые для всех вузов стандарты сдерживают развитие некоторых из них.
Качество образования зависит не от нормативных предписаний, а от уровня квалификации и моральных качеств конкретного преподавателя. Введение новых технологий, новых способов и методов учебного процесса тоже невозможно осуществить сверху, без инициативы преподавателя. А единые стандарты не редко сдерживают такую инициативу, ограничивают образовательный процесс.
Что касается различных методик подготовки юристов в разных вузах, то это правильно. В разумных пределах отличия должны быть. Не может быть одной методики, допустим, в специализированных ведомственных вузах и классических университетах: они ориентированы на разные категории обучающихся, перед ними стоят разные цели. Следовательно, должны быть разные формы и способы обучения. В таком случае стремление учиться в каком-либо университете будет обусловлено не его престижностью, а спецификой обучения.
Качественное юридическое образование зависит от таких факторов, как качество научно-педагогических кадров, качество учебных программ, качество инфраструктуры.
Качество научно-педагогических кадров играет определяющую роль в условиях трансформации общества к новым социально-экономическим отношениям. Задачи, которые выполняют юридические высшие учебные заведения, имеют высокий уровень сложности. Следовательно, это требует от научно-педагогического персонала не только высокого уровня компетентности, но и воли занимать передовые позиции, исходя из этических ценностей в соответствии с требованиями качества.
Политика обеспечения качества требует создания эффективной системы отбора научно-педагогических кадров на основе их способностей и умения осуществлять учебно-воспитательный процесс. Можно быть хорошим практиком, но профессия педагога — специфична. Не всякий хороший практик может быть хорошим педагогом.
Не меньший вес в реализации политики качества имеет система управления служебной карьерой преподавателей, признание их социального статуса и финансовое обеспечение этого статуса. Качество преподавательского персонала во все большей мере будет зависеть от его реакции на радикальные изменения в сфере информатизации и технологизации учебного процесса.
Актуальной проблемой является углубление международных аспектов юридического образования, разработка учебных программ, других материалов, направленных на интеграцию высшего юридического образования в мировое образовательное пространство.
Важным направлением сотрудничества является участие в совместных проектах с ведущими вузами мира, что поможет преодолеть неконкурентоспособность казахстанских юридических вузов на мировом рынке образовательных услуг. То есть следует провести ряд практических мер на пути интернационализации высшего юридического образования. Интернационализация как процесс международной ориентации вузов имеет в своей основе три основных элемента: наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ, международная мобильность студентов и профессоров, наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи.
Актуальность этой проблемы вызвана, прежде всего, интеграцией экономик разных стран, международного экономического рынка, глобальными проблемами человеческой цивилизации, обязательствами Казахстана относительно гармонизации национального законодательства с международным.
В современных условиях международной интеграции нельзя замыкаться только на внутреннем праве. В любом случае сравнительное правоведение обогащает как науку, так и практику. Оно позволяет лучше оценить как достоинства отечественной правовой системы, так и недостатки, пути их устранения. Всячески должны поощряться и студенческая, и академическая мобильность.
Актуальны вопросы модернизации высшего образования в контексте Болонского процесса, который стал фактором интенсификации образовательного сотрудничества как инструмента развития демократических обществ, поскольку университеты всегда играли значительную роль в интеллектуальном, культурном, социальном и техническом развитии любого общества.
Таким образом, в современных социокультурных условиях можно выделить ряд генеральных тенденций, определяющих изменения в содержании, характере юридического образования. Сегодня необходимо полнее учитывать такие главные факторы, определяющие развитие содержания высшего юридического образования, как: реализация личностно-ориентированной парадигмы в системе высшего юридического образования; фундаментализация высшего юридического образования; профессионализация высшего юридического образования; переход к многообразию образовательных программ (по срокам, уровням и направлениям обучения), что создает предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий согласно запросам и возможностям человека; разработка и внедрение в образовательную практику нового поколения государственных стандартов высшего юридического образования.

                                                   Турекулов А.Б.