«Каждый убитый или парализованный страхом журналист – это ещё один очевидец плачевного людского положения. Каждое нападение искажает действительность, создавая атмосферу страха и самоцензуры». В последние годы наблюдается вызывающий беспокойство масштаб роста и числа посягательств на личную безопасность журналистов и работников СМИ, а также инцидентов, отрицательно влияющих на их возможность пользоваться свободой выражения мнений из-за угроз, преследований, арестов, лишения свободы и отказа в доступе журналистов и непринятия мер по расследованию и уголовному преследованию совершаемых против них преступлений.
Как отмечала в своём сюжете в Euronews журналист Ольга Кепински: «49 журналистов погибли в 2019 году при исполнении своих служебных обязанностей».
Эти факты систематически доводятся до сведения международного сообщества межправительственными организациями, профессиональными ассоциациями, неправительственными организациями (НПО) и другими заинтересованными сторонами.
Безопасность журналистов и борьба с безнаказанностью их убийц имеют особое значение для защиты главного права на свободу выражения воззрений. Согласно статье 19 Всеобщей декларации прав человека, свобода выражения мнений – это личное право человека, за осуществление которого нельзя убивать, но это также и совместное право, которое расширяет права и возможности граждан через диалог, участие и демократию, тем самым делая вероятным самостоятельное и стабильное развитие.
Без свободы выражения суждений и особенно свободы прессы невозможно развитие информированного, динамичного и готового к действию общества. В обстановке, безопасной для журналистов, граждане могут легче получить доступ к качественной информации и как итог достичь множества целей, в том числе демократического правления и уменьшения масштабов бедноты; сохранения окружающей среды; гендерного равенства и расширения прав и перспектив женщин; правосудия и воспитания культуры прав человека.
В подобных действиях страдает общество, которое получает неполную информацию. Старания положить конец безнаказанности за правонарушения против журналистов должны сопровождаться мерами по защите и охране прав человека в более широком плане. Кроме того, защиту журналистов необходимо обеспечивать лишь тем, кто легально является журналистом, и необходимо охватывать прочих лиц, в том числе сотрудников общинных СМИ и внештатных журналистов, а также лиц, которые могут использовать новые средства массовой информации в качестве методов работы со своей аудиторией.
Повышение безопасности журналистов и борьба с безнаказанностью не должны сводиться лишь к действиям постфактум. Напротив, нужны превентивные механизмы и меры, которые направлены на пресечение первопричин насилия в отношении журналистов и искоренение безнаказанности.
Это подразумевает необходимость решения таких недостатков, как коррупция, организованная преступность и формирование продуктивной организации обеспечения верховенства права, призванной реагировать на негативные элементы. Кроме того, заслуживает внимания существование законов, которые ограничивают свободу выражения воззрений (к примеру, ограничительных законов о диффамации). СМИ как сфера деятельности должны также обратить внимание на низкие оклады журналистов и улучшение их квалифицированных знаний.
По возможности население необходимо уведомить о таких проблемах, которые существуют в государственном и частном секторах, и о последствиях непринятия каких-либо мер. Меры в защиту журналистов необходимо адаптировать к местным условиям, в которых работают репортёры. Те из них, которые сообщают о случаях коррупции и организованной преступности, к примеру, всё чаще становятся мишенью для организованных преступных групп и параллельных властных структур. Необходимо поощрять методы, которые ориентированы на местные нужды.
В свете вышесказанного Организация Объединённых Наций (ООН) приняла ряд мер по укреплению законодательной базы и процессов по обеспечению соблюдения легитимности в целях гарантирования безопасности журналистов как в конфликтных, так и неконфликтных зонах. Достоинства ООН и её возможности лежат в областях, которые связаны с формированием свободных, независимых и плюралистических СМИ, а также законодательной базы и поддерживающих её демократических институтов.
Основные принципы, касающиеся защиты журналистов в ситуациях конфликта и напряжённости. Организации средств массовой информации, репортёры и профессиональные предприятия могут предпринимать важные плановые меры, которые способствуют защите физической безопасности журналистов. Необходимо уделить внимание следующим мерам, которые направлены на адекватную подготовку к опасным миссиям в обстоятельствах конфликта и напряжённости:
a) предоставление практической информации при подготовке всевозможных журналистов, как штатных, так и внештатных, при помощи опытных журналистов и квалифицированных специализированных компаний, таких как полиция или вооружённые силы;
b) широкое распространение среди журналистов имеет «пособие по выживанию»
c) широкое распространение среди журналистов имеет информация о наличии средств индивидуальной защиты.
В то время как эти меры в первую очередь и основным образом должны предприниматься средствами массовой информации, журналистами и профессиональными организациями, власти и компетентные специализированные предприятия государств-членов должны сотрудничать с ними при обращении за информацией и обучением.
Агадиль Адамбаев