Усиливая механизм защиты людей

Согласно казахстанскому законодательству, каждый гражданин страны может рассчитывать на восстановление своих прав и свобод в суде. Для защиты конституционных прав казахстанцев пять месяцев назад был создан Конституционный Суд. Начиная с 1 января по 1 июня 2023 года в данный правовой институт обратилось больше трех тысяч человек.
Первые попытки создания института конституционного надзора в Казахстане были предприняты еще в начале 90-ых годов. Несмотря на внесенные изменения и дополнения в Конституцию КазССР 1978 года, правовой институт так и не появился. Вновь о нем заговорили после обретения нашей страной суверенитета. В 1992 году Конституционный суд все-таки начал функционировать, однако после создания Конституционного совета в 1995 году он прекратил свое существование. И вот спустя больше полувека в стране заговорили о необходимости восстановления данного института как гаранта законности и верховенства права в республике.
Озвучивая Послание народу Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Конституционный суд необходим для «сохранности норм Конституции». Данный институт, как говорил Глава государства, – важный шаг на пути построения Справедливого и правового Казахстана. Символично, что Конституционный Суд начал свою работу в год празднования 75-летия Всеобщей декларации прав человека, закрепившей универсальную концепцию защиты прав и свобод человека, и содействует восстановлению справедливости и законности. Важно понимать, что при поступлении обращений в Суд внимание уделяется на: обеспечение верховенства Конституции и права каждого на выражение мнения; всестороннее и качественное рассмотрение проблем, которые поднимаются в обращениях. Однако, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам.
Изначально, когда закладывалась идея о возобновлении деятельности правового института, отмечалось, что с созданием Конституционного Суда все государственные органы будут более ответственно и качественно работать над созданием нормативно-правовых актов, поскольку каждый гражданин вправе оспорить документ, а акты, признанные неконституционными, будут отменяться. Так и получилось. Работа Конституционного Суда за пять месяцев показала, что граждане в своих обращениях справедливо поднимают проблемы конституционности отдельных положений законов. На днях председатель Конституционного Суда Эльвира Азимова, озвучивая Послание на совместном заседании палат Парламента, сообщила, что из общего количества поступивших обращений чуть менее половины – около 41% – касаются несогласия с решениями судов. Другая часть касается неисполнения судебных актов, жилищных и трудовых отношений, социальной защиты, исполнения наказаний, доступа к информации, банкротства физических лиц и других. И лишь одна четвертая доля обращений – 26% – относится к проверке конституционности законов и других нормативных правовых актов. Больше всего обращений поступило от жителей столицы Казахстана, Алматы и Костанайской области. «Учитывая интерес общества к работе обновленного органа конституционного контроля, принято решение не оставлять без внимания текущий год и представить вашему вниманию послание за первые пять месяцев с начала деятельности. К сожалению, по итогам конституционных производств за этот период выявлены серьезные упущения в отдельных нормативных правовых актах. В пяти из восемнадцати принятых нормативных постановлений нормы признаны неконституционными, в других пяти случаях Конституционный Суд дал истолкование соответствующих норм в целях единообразного правоприменения. В настоящее время Правительству и заинтересованным органам рекомендовано принять необходимые меры», – сообщила Эльвира Азимова.
Несмотря на то, что Конституционный Суд работает только пять месяцев, представители этого института выявили несколько проблемных моментов. Там говорят о необходимости мониторинга казахстанского законодательства на предмет его актуальности и востребованности. При обращении гражданина в суд размеры государственной пошлины должны быть разумными, обоснованными и соразмерными. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в порядке сокращенного производства, решение о привлечении к ответственности в конклюдентной форме не должно лишать гражданина права на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. «Требуется тщательный мониторинг уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства с учетом практики исполнения принятых обязательств по защите прав человека и предоставления гражданам соразмерных возможностей для реализации своих процессуальных прав», – отмечают в Конституционном Суде, добавляя, что квалифицирующие признаки составов преступлений должны в наибольшей степени отвечать требованиям ясности и определенности, что на практике будет гарантировать исключение негативных последствий для человека, находящегося в орбите уголовного правосудия. Что касается уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, то здесь, по информации представителей Конституционного Суда, актуальным по-прежнему остается вопрос об уязвимости социальных прав лиц, ограниченных в свободе, на стадии расследования уголовного дела либо отбывающих наказание в виде лишения свободы. «Меры наказания за совершенные правонарушения и дискредитирующие проступки должны сохраняться. Необходимо усилить превентивное законодательство, упреждающее наступление негативных последствий. Это касается коррупционных рисков, адекватной оплаты и условий труда, механизмов защиты прав граждан», – добавила Эльвира Азимова, подчеркивая, что институт конституционного обращения гражданина требует повышения уровня конституционного правосознания и правовой культуры общества, государственного аппарата и самого гражданина.
Учитывая, что конституционный контроль в целом ориентирован на практическую реализацию Конституции в условиях современных вызовов, возрастает роль конституционного обращения гражданина, которое, с одной стороны, выступает как дополнительное средство защиты своих прав, а с другой, – является наглядным проявлением гражданской активности на пути укрепления конституционной легитимности законов.

Олег Тихонов