Всем известно, что уровень образования — это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Образование — залог успешного развития государства и общества. Отстование в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, национальных перспективах. Поэтому совершенствование госполитики в сфере высщего образования — задача общенациональной значимости.
Эксперты свидетельствуют, что на сегодняшний день в Казахстане удалось выстроить работоспособную систему высшего образования по образцам, воспринятым прежде всего из европейских университетов. Вместе с тем эта система в последние годы имеет дело с довольно серьёзными проблемами, среди которых особенно выделяются нехватка кадров, коррупция, несоответствие запросам работодателей, нехватка престижа, высокий уровень безработицы среди выпускников, что обуславливает большой отток молодёжи за рубеж.
Масштаб проблем в высшем образовании страны в начале 2022 г. снова привлёк внимание президента К.-Ж. Токаева, который дал правительству поручение «переформатировать образование».
Впрочем, такое «переформатирование» ведётся в Казахстане с момента прихода к власти нового президента в 2019 г.
При этом эксперты отмечают, что первые изменения, скорее всего, имели политическую подоплеку. Например, под лозунгом повышения степени контроля и регулирования К.-Ж. Токаев изменил способ вступления ректоров в должность с прямого назначения президентом на выборы по конкурсу, а также расширил полномочия Министерства науки и высшего образования РК. Вероятно, скрытой целью было ослабление позиций группы ректоров – ранее назначенных первым президентом РК. Эту же задачу решало преобразование двадцати восьми государственных университетов в некоммерческие акционерные общества под официальным предлогом повышения эффективности их деятельности. Иная организационная форма не привела к приватизации, т. к. собственником осталось государство, однако был изменён характер администрирования: взамен назначенных первым президентом ректоров акционированными вузами стал управлять совет директоров под контролем Министерства науки и высшего образования РК.
Эксперты указали на то, что в ходе реформирования высшей школы правительство Казахстана, похоже, использовало российский опыт оптимизации высшего образования в части мер по сокращению численности вузов (путём закрытия или слияния) на основании оценки качества их деятельности. Полномочия в этой сфере переданы Комиссии по вопросам модернизации высших учебных заведений, которая проверяет эффективность университетов на основании таких критериев, как численность студентов, квалификация преподавателей, позиция в рейтинге Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», отражающем долю трудоустроенных выпускников, уровень их зарплаты, отзывы работодателей и др. Одним из самых заметных результатов работы этого государственного органа стала ликвидация 15 вузов. Кроме того, взят курс на объединение университетов в областях страны. Так, в Таразе местный государственный и педагогический университеты преобразованы в региональный университет в форме некоммерческого акционерного общества. Аналогичным образом произошло и в Кустанае. По первым оценкам увеличились масштаб учебных заведений, количество образовательных программ, возможности по решению региональных задач .
Эксперты отметили, что всё более заметной частью государственной политики в сфере высшего образования Казахстана ст ановится поддержка академической свободы. Её расширение началось ещё в 2018 г., когда в законах были закреплены права университетов самостоятельно устанавливать стоимость обучения, определять до 80 % содержания образовательных программ, рассчитывать количество зачётных единиц. В этом же направлении предприняты шаги по расширению участия студентов и профессорско-преподавательского состава в жизнедеятельности вуза: созданы подразделения академической поддержки студентов и комитеты преподавателей, которые прямо вовлечены в процесс принятия решений, значимых для учебного заведения. С начала 2021 г. казахстанские вузы (за исключением военных и специальных) взамен дипломов государственного образца начали выдавать дипломы собственного образца, соответствующие установленному минимальному набору из пяти требований и имеющие уникальный идентификационный номер, зарегистрированный в Национальной образовательной базе данных. По замыслу правительства, эта мера повысит степень ответственности ректората за качество образовательных программ, стимулирует конкуренцию среди учебных заведений, приспособит образовательный процесс к потребностям работодателей и условиям рынка труда. Ещё одной новацией стал кур на сокращение форм отчётности преподавателей: уже отменены более десятка таких документов.
На стимулирование конкуренции и повышение качества образования нацелена и программа разделения вузов на четыре лиги (на основании заявок по результату оценки независимых экспертов под эгидой правительства), инициированная Министерством науки и высшего образования РК и поддержанная лично президентом. Первую лигу составят университеты, отличающиеся высоки ми научными результатами, конкурентоспособные на международном уровне. Вторая лига включит учебные заведения, достигшие отличных показателей в масштабах страны. Третья лига объединит региональные и отраслевые вузы. В четвёртую лигу войдут все остальные учебные заведения. Принадлежность к лиге определит степень предоставляемой академической свободы, число государственных грантов, уровень квалификационных требований и количество проверок.
Ещё одной правительственной программой стало повышение субсидирования обучающихся для большей доступности высшего образования. Так, с 2019 г. планомерно увеличиваются выплаты студентам (с 26 186 тенге в месяц в 2020 г. до 31 000 тенге в 2021 г. с перспективой доведения до 52 372 тенге в 2025 г.) и число образовательных грантов (с 51 000 в 2020 г. до 56 000 в 2021 г. с перспективой доведения до 76500 к 2025 г.). Кроме того, разрабатываются меры для максимизации социальной справедливости в деле распределения грантов, а также меры для снижения процентной ставки по образовательным кредитам. Вместе с тем усиливается и контроль над выполнением обязательств выпускниками – получателями образовательных грантов. Это обусловлено массовым уклонением молодёжи от соблюдения условий грантов: от отработки в течение трёх лет в организациях по распределению и др., что, в свою очередь, детерминировано социокультурным фактором. Для решения проблемы предполагается истребовать деньги с тех, кто не выполнил условия гранта посредством находящегося в правительственном подчинении АО «Финансовый центр».
В последнее время нарастают усилия казахстанского правительства по открытию в стране филиалов ведущих зарубежных вузов. Так, в сентябре 2021 г. в Алматы к обучению студентов приступил филиал британского Университета Де Монтфорт Лестер. На финальной стадии находятся переговоры по передаче Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева в доверительное управление Университету Аризоны. Всего к 2025 г. планируется организовать работу пяти филиалов известных в мире университетов. Кстати, с начала 2000-х гг. в республике появились филиалы МГУ имени М. В. Ломоносова, Челябинского государственного университета, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Московского авиационного института. В перспективе намечается открытие филиалов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.
В завершении рассмотрения основных составляющих актуальной государственной политики Казахстана в сфере высшего образования стоит отметить, что генеральным курсом остаётся интеграция казахстанских вузов в европейское образовательное пространство. Для этой цели с 2012 г. действует Центр Болонского процесса и академической мобильности при Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан. Одним из текущих приоритетов центра является работа по совмещению образовательных программ казахстанских вузов с образовательными программами зарубежных партнёрских вузов.
Исследование в качестве нового вклада позволяет выделить основные особенности и тенденции актуальной государственной политики высшего образования Республики Казахстан, дать ей общую оценку и рекомендацию практического характера. К её особенностям относятся: выраженная зависимость от Болонского процесса, жёсткость мер, обусловленность периферийным положением высшей школы относительно европейского образовательного пространства, подверженность специфическому социокультурному влиянию. Тенденции её следующие: углубление интеграции с европейским образовательным пространством, оптимизация высшей школы путём сокращения числа вузов и создания лиг вузов, расширение академической свободы, увеличение доступа к высшему образованию малообеспеченным слоям населения, усиление контроля над выполнением условий образовательных грантов, открытие филиалов ведущих международных вузов в республике, повышение качества и престижа высшего образования и его приближение к условиям рынка.
В целом, несмотря на заметные противоречия и препятствия, возникающие в ходе реализации государственной политики в сфере высшего образования, правительству Казахстана в ближнесрочной перспективе удалось добиться успеха, выраженного в признании казахстанской высшей школы, соответствующей европейским стандартам, во вхождении целого ряда казахстанских вузов в авторитетные мировые рейтинги, в увеличении численности студентов. Вместе с тем в долгосрочной перспективе жёсткость мер, нехватка квалифицированных кадров, сопротивление академического сообщества вкупе с объективной нехваткой финансирования может свести на нет достигнутые результаты. Поэтому сейчас представляется целесообразным корректировка курса для нивелирования перечисленных рисков. Для этого наиболее логичным представляется снижение административного давления и расширение диалога структур власти с представителями высшей школы. Основа этой дискуссии уже намечена в правительственных программах по увеличению степени академической свободы.
Признанная во всем мире уже более четверти века назад концепция «человеческого капитала» рассматривает образование как ключевой фактор экономического роста, как креугольный камень социального и экономического благосостояния, как стратегический и самый долговременный из всех производственных ресурсов, обеспечивающий перевод общества от экстенсивного к интенсивному развитию. Образование расценивается как интенсивная отрасль духовного производства. Вложенная в него считаются самыми перспективными в силу их высокой как экономической, так и социальной значимости.
Олег Тихонов