Невидимая Трагедия: Реальность Бытового Насилия в Казахстане

В течение многих лет общество сталкивается с вызовом бытового насилия, оставаясь невидимым эпидемическим явлением, скрываясь за стенами домов и за закрытыми дверями.
Бытовое насилие – это не просто преступление против индивида, это нарушение прав человека, сокрушающее жизни и разрушающее общество в целом. Статистика может дать лишь поверхностное представление о масштабах проблемы, но за каждым цифровым показателем стоит человеческая судьба, чья страдающая тишина требует нашего внимания.
Согласно информации от Генеральной прокуратуры, в 2023 году в правоохранительные органы поступило 100 тысяч жалоб на случаи домашнего насилия. Это в три раза больше, чем за последние пять лет в сумме. Эти данные в полной мере отражают остроту ситуации.
Одним из ключевых факторов, препятствующих эффективной борьбе с бытовым насилием, является культурное молчание. Во многих случаях жертвы молчат, опасаясь осуждения со стороны общества, стигматизации или даже дополнительного насилия со стороны своих обидчиков. Эта культурная традиция молчания и скрытности создает преграды на пути оказания помощи жертвам и пресекания насилия.
Подобно другим странам, Казахстан начал признавать важность проблемы бытового насилия и предпринимать шаги для ее решения. Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
– Президентом Касым-Жомартом Токаевым подписаны законы Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, – говорится в сообщении.
Отметим, что президент Казахстана в своих посланиях народу от 16 марта 2022 года и 1 сентября 2023 года выразил поручения по ужесточению наказаний за насилие в отношении женщин и детей.
– Принятые поправки прошли широкое обсуждение с общественностью. В заседаниях палат Парламента принимали участие представители неправительственных организаций, Национального курултая при Президенте, Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте, Национального центра по правам человека и уполномоченный по правам ребенка, – отметили в пресс-службе Акорды.
Напомним, ранее члены Сената высказали поддержку законопроекту на первом и втором чтениях. Поправки направлены на улучшение юридических, социальных, институциональных и других основ государственной семейной политики, усиление защиты прав женщин и безопасности детей, ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение их безопасности, а также на профилактику насилия в семейной среде.
Предложенный закон, касающийся прав женщин и безопасности детей, предполагает внесение следующих изменений в Уголовный кодекс:
запрет на назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено в особенной части кодекса, при совершении лицами преступлений, связанных с насилием в отношении несовершеннолетних;
исключается примирение сторон по преступлениям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетних, а также в случаях совершения повторно через год после примирения уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 108-1 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 109-1 («Побои») кодекса;
за деяния, направленные на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью, исключается альтернативное наказание в виде ограничения свободы и устанавливается наказание в виде лишения свободы;
устанавливается наказание в виде пожизненного лишения свободы за убийство малолетнего лица (статья 99 УК), совершение изнасилования в отношении малолетнего (статья 120 УК) и за насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего (статья 121 УК) путем исключения других альтернативных мер наказания, предусмотренных в действующих нормах УК;
вводится ответственность за приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
устанавливается наказание за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства;
вводится новая статья, устанавливающая особые требования к поведению лица, совершившего уголовное правонарушение, применяемые судом;
уголовная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои путем их перенесения из КоАП в УК.
Законы, направленные на защиту женщин и детей от насилия, были внедрены, а механизмы поддержки и защиты жертв были усилены. Однако, необходимо еще больше усилий для создания системы, способной эффективно предотвращать насилие и обеспечивать поддержку пострадавшим. К примеру, важным аспектом решения проблемы является осведомленность и образование общества. Образовательные программы, направленные на формирование культуры уважения и ненасилия, должны стать приоритетом в образовательной системе. Распространение информации о правах человека и механизмах защиты также играет важную роль в борьбе с этой проблемой.

Агадиль Адамбаев