В последние годы проблема домашнего насилия в Казахстане получила широкую огласку и привлекла внимание общества, правозащитников и государства. Домашнее насилие остается одной из наиболее острых социальных проблем, которая затрагивает тысячи семей по всей стране. В ответ на растущие вызовы и общественный резонанс, казахстанское правительство предприняло шаги по ужесточению законодательства, направленного на борьбу с этим явлением.
Согласно докладу «О противодействии семейно-бытовому насилию», представленный уполномоченным по правам человека РК Артуром Ластаевым за 2023 год в стране было совершено 472 убийства, из которых 108 (или 23 %) произошли в семейных кругах. Согласно докладу, за последние шесть лет количество правонарушений, связанных с домашним насилием, достигло почти шести тысяч. Пик пришелся на 2020 год, когда было зарегистрировано 1072 инцидента, а минимальное число случаев наблюдалось в 2023 году — 923. Также согласно исследованию, проведенному Казахстанским институтом стратегических исследований в 2021 году, около 17% женщин и 10% мужчин сталкивались с физическим насилием со стороны близких. Психологическое насилие еще более распространено: его жертвами становятся до 30% женщин и 20% мужчин.
В 2017 году в Казахстане произошли значительные изменения в Уголовном кодексе: домашнее насилие было исключено из списка уголовных преступлений. Побои и причинение легкого вреда здоровью были переклассифицированы из уголовных преступлений в административные правонарушения. Это решение вызвало негативную тенденцию и устойчивый рост случаев бытового насилия в отношении женщин. Например, в 2020 году было зарегистрировано 120 тысяч случаев бытового насилия, а в 2021 году эта цифра превысила 125 тысяч.
В декабре 2019 года были внесены поправки, направленные на ужесточение наказания за бытовое насилие. Однако эти изменения вызвали критику в обществе. Новые поправки отменили санкцию в виде штрафа, заменив её письменным предупреждением или административным арестом на срок до 20 дней. Статистика показывает, что эти изменения лишь ухудшили положение жертв домашнего насилия.
Согласно сообщению МВД и Генпрокуратуры, поправки, внесённые в 2017 году, были направлены на усиление профилактической работы с правонарушителями и упрощение процедуры привлечения их к ответственности. Кроме того, в случае уголовного преследования агрессора исключалась возможность примирения сторон, что часто останавливало женщин от обращения в полицию. Женщины не хотели сажать отцов своих детей в тюрьму или надеялись, что агрессор изменится, так как он не всегда проявлял насилие и мог скрывать свою агрессивную натуру за маской ухаживания.
«Старая пословица «Не выноси ссор из избы» становится особенно неуместной, когда речь идет о домашнем насилии. В современном обществе женщин активно призывают не замалчивать подобные факты. Ежегодно тысячи женщин становятся жертвами домашнего насилия, предпочитая молчать до тех пор, пока ситуация не достигает критической точки. А некоторые замолкают навсегда. При первом зарегистрированном случае насилия агрессору часто выносится лишь предупреждение. Однако можно с уверенностью сказать, что предупреждение – это совершенно неадекватная санкция за насилие в семье, независимо от обстоятельств. Домашнее насилие требует более решительных мер для защиты женщин и предотвращения дальнейших трагедий. Необходимо срочно принять более строгие меры, направленные на защиту жертв и привлечение агрессоров к ответственности. Только так можно предотвратить дальнейшие случаи насилия и обеспечить безопасность женщин в их собственных домах, – поделилась своим мнение с редакцией жительница столица Талканбаева Алия».
В апреле текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», а также сопутствующий ему закон с поправками в Кодекс РК об административных правонарушениях.
Были введены нормы, усиливающие ответственность за любые формы насилия против женщин и детей, а также направленные на укрепление института семьи и обеспечение безопасности несовершеннолетних:
- Криминализированы умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои. Ужесточена ответственность за умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью.
- Предусмотрены новые принципы брачно-семейного законодательства, основанные на укреплении института брака и семьи, отцовства, материнства и детства, а также принцип обеспечения нравственного и духовного воспитания детей в духе уважения к общечеловеческим, национальным, традиционным, культурным и семейным ценностям.
- Созданы правовые основы функционирования контакт-центра по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, в роли которого будет выступать юридическое лицо, определяемое уполномоченным органом в сфере информатизации. При этом введена обязанность госорганов не только взаимодействовать по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, но и предоставлять в контакт-центр информацию о принятых мерах по итогам рассмотрения обращений граждан; законодательно закреплены вопросы создания и функционирования центров поддержки семьи для оказания специальных социальных услуг потерпевшим от бытового насилия; введена уголовная ответственность за склонение и содействие в совершении самоубийства, а также за пропаганду самоубийства.
- Введена уголовная ответственность за приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Существенно ужесточены наказания за похищение и незаконное лишение свободы несовершеннолетнего.
- Впервые введена административная ответственность за травлю (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетнего.
- Установлена обязанность организаций образования незамедлительно сообщать правоохранительным органам о совершении несовершеннолетними или в отношении них противоправных деяний.
- В целях обеспечения безопасности детей до 16 лет введен запрет на их принудительную высадку из общественного транспорта при отсутствии у них оплаты за проезд.
Ужесточение законодательства вызвало широкий отклик в обществе. Многие правозащитные организации приветствовали изменения, отмечая их необходимость и своевременность. Вместе с тем, высказываются и критические мнения о том, что одних законодательных мер недостаточно. Важно проводить широкую просветительскую работу, направленную на изменение общественных стереотипов и повышение уровня правовой грамотности населения.
Домашнее насилие в Казахстане — это сложная и многогранная проблема, требующая решительных действий и комплексного подхода. Важно, чтобы меры по борьбе с насилием сопровождались широкомасштабной просветительской работой и поддержкой семей. Только так можно добиться значительных изменений и создать безопасное и справедливое общество для всех граждан страны.
Сергей Каржов