Информация нас окружает повсюду, она имеет очень важное значение для каждого человека, и в связи с этим ее содержание может очень сильно влиять на нас.
Без информации в современном мире было бы сложно ориентироваться. Если представить, хотя бы гипотетически, что человек перестает получать новую информацию, вполне возможно, что может наступить информационный вакуум, и что дальше? А дальше может происходить то, о чем многие фантасты писали уже не один раз. Но в данной статье мы не будем рассматривать футуристические варианты развития событий, остановимся на вопросах о слухах как нестандартных формах передачи информации.
Шквал фейковых новостей, безумное количество слухов в СМИ о кароновирусе, новые инструменты передачи информации, в том числе в виде слухов, требуют от юристов адекватной, а главное, своевременной реакции, особенно когда печатные СМИ не предприняли попыток занять социально-ответственную, гражданскую позицию, осудить склонность людей к паническим, упадническим настроениям и к деструктивным действиям.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на почве массовой истерии касательно кароновируса даже ввела в обиход специальный термин — «инфодемия», по аналогии с эпидемией и пандемией. Проблемой распространения ложной информации о заболеваниях ВОЗ занялась еще за два года до появления COVID-19. Многие ведущие соцсети уже давно взаимодействуют с ВОЗ в вопросах борьбы с дезинформацией пользователей.
В этой связи и мы попытаемся определить, как нужно ко всему этому относиться, но только с точки зрения права.
В целом отношение к информации бывает разным. Таким, например, как в старом анекдоте:
Иосиф встречает утром соседа и приветствует его словами:
– Доброе утро, Давид!
На что сосед отвечает:
– Иосиф, не надо мне навязывать свое мнение!
Можно и по-другому, как у В. Пелевина:
«– Так вот, легко доказать, что хоть общее количество создаваемой нами информации растет невероятно быстро, полезность этой информации с такой же точно скоростью падает.
– Почему?
– Потому что наша жизнь сегодня ничуть не осмысленнее, чем во времена Гомера. Мы не стали счастливее. Скорее наоборот».
А можно и так: Задача разведки – не только добывать нужную информацию, но и создавать еще более нужную.
Вариантов множество, остается лишь выбрать тот, который поможет понять, что на самом деле произошло, будет происходить или происходит в настоящем времени.
Наверняка к любой информации мы относимся исходя из собственного представления о том, ценна она для нас или нет, нужна она нам или нет, хотим мы ее получать или нет, захотим ли мы ею поделиться с другим человеком или нет и т. д. Но это те моменты, когда вопрос об информации рассматривается с точки зрения индивидуума. А если посмотреть на информацию с точки зрения норм права и особенно уголовного?
Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации», к информации можно относить любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать (ст.1). Этим законом регулируется общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Вполне возможно, что слухи как разновидность информации и отношения, возникающие при их распространении (а вернее ее правовые последствия), также можно отнести к уровню правовой регламентации данным законом.
Отметим, что не только юридическая наука отмечает острую актуальность данной проблемы. Нельзя не вспомнить авторитетное мнение доктора науки специалиста по криптографии, информатике и компьютерной безопасности Брюса Шнайера о том, что в будущем человечество будет чаще сталкиваться в глобальной сети не просто с техническими проблемами, но с «семантическими атаками», направленными на заведомое искажение информации и на манипулирование общественным сознанием. Решение данной проблемы находится на стыке таких наук как право, социология, информатика и компьютерная безопасность и, несомненно, должно носить комплексный характер, но явный приоритет имеет развитие и модернизация правовых норм.
Некоторые ученые и практики могут с этим не согласиться. Однако это не будет означать, что слухи как вид информации не относятся к объекту правового регулирования.
Итак начнем. Слово «слухи» ни в одном из правовых актов не используется. Вместо него используются слова «информация», «сведения», «недостоверная информация», «ложная информация», «недостоверные сведения». За распространение заведомо ложной информации в Казахстане с 2015 года установлена уголовная ответственность в соответствии со ст.274 уголовного кодекса Республики Казахстан (далее — УК РК).
Статья 274 УК РК определяет распространение заведомо ложной информации как создающая опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Формулировка ст.274 УК РК предусматривает наказание за распространение как сведений, так и мнений.
Согласно нормам уголовного закона (ч.1 ст.274 УК РК), за распространение заведомо ложной информации наказывают штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей (1 000 МРП = 2 651 000 тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Объектом рассматриваемого уголовного правонарушения является общественная безопасность. Распространение заведомо ложной информации может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства, вызвать панику среди населения, спровоцировать массовые беспорядки, что повышает общественную опасность данного деяния.
Объективную сторону данного преступления образует распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства.
Распространяемая виновным заведомо ложная информация может касаться любых вопросов, кроме личности конкретных лиц, например: роста или снижения котировок валют, банкротства какой-либо организации, повышения цен на товары, количество заразившихся от вирусов лиц и др.
Преступление считается оконченным с момента совершения указанного в диспозиции ст.274 УК РК деяния — распространения заведомо ложной информации, независимо от наступивших последствий. В то же время важным условием наступления ответственности является угроза наступления последствий в виде нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства. Поэтому состав преступления относится к числу формальных.
Опасность нарушения общественного порядка предполагает возможность совершения преступления и иных правонарушений против общественного порядка. В числе возможных последствий распространения заведомо ложной информации указано причинение существенного вреда.
Согласно п.14 ст.3 УК РК существенный вред — нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства; причинение значительного ущерба; возникновение трудной жизненной ситуации у потерпевшего лица; нарушение нормальной работы организаций или государственных органов; срыв важных воинских мероприятий либо кратковременное снижение уровня боевой готовности и боеспособности воинских частей и подразделений; несвоевременное обнаружение или отражение нападения вооруженных групп или отдельных вооруженных лиц, сухопутной, воздушной или морской боевой техники, допущение беспрепятственного незаконного перехода через Государственную границу Республики Казахстан лиц и транспортных средств, перемещения контрабандных грузов, попустительство действиям, наносящим ущерб пограничным сооружениям, техническим средствам охраны границы; иные последствия, свидетельствующие о существенности причиненного вреда.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом: лицо осознает, что распространяемая им информация является ложной. Если лицо распространяет информацию не соответствующей действительности, достоверно не зная о ее правдивости или ложности, состава данного преступления в его действиях не будет.
Субъектом данного преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Деяние, ответственность за которое предусмотрена в ч.1 ст.274 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Отметим, что за то же самое деяние, но в составе группы лиц по предварительному сговору, либо с использованием служебного положения или СМИ / коммуникационных сетей (ч.2 ст.274 УК РК), наказание ужесточается. Штраф возрастает до трех тысяч МРП (3 000 МРП = 7 953 000 тенге), либо заменяется исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Данное преступление с использованием своего служебного положения может совершить лицо, которое работает в государственном органе, государственном и негосударственном учреждении независимо от форм собственности и свои служебные полномочия и связанные с ними возможности использует для совершения этого преступления или для облегчения его совершения. То есть здесь имеет место признак специального субъекта.
Согласно ст.1 ЗРК от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» средство массовой информации — периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы.
Под периодическим печатным изданием понимается — газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца (ст.1 ЗРК «О СМИ»).
Под интернет-ресурсом понимается информация (в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде), размещенная на аппаратно-программном комплексе, имеющем уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующем в Интернете (п.46 ст.1 ЗРК от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»).
В свете сказанного, обращает на себя внимание факт использования медработником средств массовой информации при распространении заведомо ложной информации выявленный при мониторинге социальных сетей. Видео, на котором мужчина, представившийся врачом, сообщал «братве» шокирующие данные о якобы распространяющемся по Казахстану коронавирусу, массово рассылалось в мессенджере WatsApp.
Как сообщил информационный медиа-портал polisia.kz «в первые часы проведения проверочных мероприятий личность мужчины на видео была установлена. Им оказался гражданин А., 1980 года рождения, который работает врачом-гинекологом в Центральной больнице Енбекшиказахского района Алматинской области. Задержанный фигурант признал факт распространения им заведомо ложной информации». Данный факт зарегистрирован в едином реестре досудебного расследования (ЕРДР) по ст. 274 ч. 2 УК РК.
Данное деяние, ответственность за которое предусмотрена в ч.2 ст.274 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Стоит обратить внимание, что если распространенная информация причинит кому-то крупный ущерб и приведет к тяжким последствиям (ч.3 ст.274 УК РК), то размер штрафа вырастет до пяти тысяч МРП (5 000 МРП = 13 255 000 тенге), либо заменяется исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно п.38 ст.3 УК РК крупным ущербом применительно к ст.274 УК РК признается ущерб, причиненный гражданину на сумму свыше двух тысячи МРП (2 000 МРП = 5 302 000 тенге), либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму свыше десяти тысяч МРП (10 000 МРП = 26 510 000 тенге).
Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью, аварию, катастрофу или иные сходные по тяжести последствия.
Если же за распространением заведомо ложной информации стоит преступная группа, либо преступление было совершено в условиях чрезвычайного положения или в боевой обстановке, или в военное время, либо при проведении публичных мероприятий (ч.4 ст.274 УК РК), то закон еще более суров — ограничение свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.
Деяние, ответственность за которое предусмотрена в чч.3 и 4 ст.274 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Нелишним будет припомнить и советскую практику. Даже во время Великой Отечественной введенная указом президиума Верховного Совета СССР за подписью всесоюзного старосты, кара за распространение в военное время «ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», была гораздо мягче «потолок» — 5 лет… Но как говорили римляне Dura lex.
Но не отвлекаясь продолжим. Не лишним и будет раскрыть дефиницию преступной группы под которой понимается организованная группа, преступная организация, преступное сообщество, транснациональная организованная группа, транснациональная преступная организация, транснациональное преступное сообщество, террористическая группа, экстремистская группа, банда, незаконное военизированное формирование (п.24 ст.3 УК РК).
Особо обращаем внимание, что с 08 часов утра 16 марта 2020 года в Казахстане впервые действует режим чрезвычайного положения. Согласно ст.1 ЗРК от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном положении» под чрезвычайным положением понимается временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.
Перейдем к «фактожу», а именно к статданным формируемых Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о количестве осужденных лиц по ст.274 УК РК (статотчет формы №10 «О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты» по приговорам, вступившим в законную силу).
Вышеуказанная статистическая отчетность формируется по статьям Уголовного кодекса и размещается ежемесячно (ежеквартально) в разделе «Правовая статистика» во вкладке «Статистические отчеты» информационного сервиса Комитета — qamqor.gov.kz, где мы любезно воспользовавшись получили необходимые нам статистические данные.
Итак, с 2015 по 2019 годы по ст.274 УК РК в Казахстане были осуждены всего лишь 14 лиц, из них:
- в 2015 году по ч.2 ст.274 УК РК осуждены трое лиц (из них одно лицо было наказано штрафом, к оставшимся двоим были применены меры уголовного наказания в виде ограничения свободы);
- в 2016 году по ч.2 ст.274 УК РК осуждены двое лиц (из них одно лицо было наказано штрафом, к оставшемуся были применены меры уголовного наказания в виде ограничения свободы), по ч.3 ст.274 УК РК одно лицо (мера уголовного наказания в виде условного осуждения ввиду назначения наказания ниже низшего предела санкции);
- в 2017 году по ч.2 ст.274 УК РК осуждены четверо лиц (из них один осужденный освобожден по приговору суда от наказания на основании акта амнистии, к оставшимся троим лицам были применены меры уголовного наказания в виде ограничения свободы);
- в 2018 году по ч.1 ст.274 УК РК осуждено одно лицо, с применением меры уголовного наказания в виде ограничения свободы;
- в 2019 году по ч.1 ст.274 УК РК осуждено одно лицо, с применением меры уголовного наказания в виде ограничения свободы, по ч.4 ст.274 УК РК осуждены двое лиц, с применением мер уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Считаем, что легитимность введения ответственности за масштабные и вредоносные информационные вбросы в настоящее время представляется полностью оправданной. Обоснования необходимости подобных мер в том числе и ее ужесточение все чаще звучат как в Казахстане, так и за рубежом. Например, в самой «демократичной» стране мира в США в ее уголовных кодексах нескольких штатов прямо предусмотрена ответственность за распространение сомнительной или недостоверной информации, при этом санкция предусматривает штрафы, размер которых может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Аналогичные положения существуют и в законодательстве Франции, где за подобные действия грозит штраф до €40 тыс. или тюремный срок до пяти лет.
По большому счету, за распространение ложной информации уголовная ответственность предусмотрена во многих странах, среди которых Великобритания, Италия, Норвегия, Швеция, Бельгия и др. Более того, особняком в законодательстве этих стран стоит ответственность за распространение ложной информации о деятельности органов государственной власти. За это практически везде предусмотрена уголовная ответственность.
В завершении отметим, что перед органами уголовного преследования, которые будут возбуждать производство по данной статье, и судами, выносящими соответствующие вердикты, всегда «камнем преткновения» в «законе о слухах» станет ключевое слово и это слово — ЗАВЕДОМО.
Турекулов А. к.ю.н.