Мир меняется. Развитие социальных сетей, интернета играют положительную роль. Они помогают реагировать и на вновь возникающие проблемы, которые необходимо решать. Концепция «Слышащего государства», обратная связь человека, общества с государством – вот лозунг сегодняшнего дня. Умение принимать и понимать, уважать чужое мнение – на это направлена государственная политика и в сфере межэтнического согласия. И это сейчас важнейший приоритет государственной политики. Поэтому Ассамблеи народа Казахстана, как важнейший консолидирующий и миролюбивый институт гражданского общества активно реагируют на новые условия в любых быстро меняющихся обстоятельствах. На прошедшие события в Кордае – АНК дал свою объективную и конструктивную оценку. Анализ действующей системы регулирования межэтнических отношений показывал ряд вопросов, которые государству и обществу необходимо решать в ближайшей перспективе. На сегодняшний день необходимо усилить работу государственных органов, которые занимаются вопросами регулирования отношений между этносами. Для этого требуются уделить внимание на то, что у нас недостаточно всесторонне изучается и прогнозируется ситуация в отношениях между этносами, слабо предвидятся конфликты, имеются недостатки в проведении социологических исследований. Необходимо быстро организовать эффективное, централизованное и глубокое изучение настроений и ценностей граждан разных этносов, проживающих в нашей стране. Соответственно необходимо выстроить системную работу по мониторингу, анализу и прогнозированию межэтнической ситуации. Изучением процессов в сфере межэтнических отношений в настоящее вемя занимаются различные аналитические структуры и научные институты. При этом, проводимая этими структурами исследовательская работа не систематизирована и не скоординирована. К примеру, исследованиями в настоящее время занимаются четыре структуры: Созданный Центр межэтнических исследований НАО «Казахстанский институт общественного развития» Министерства информации и общественного развития, Центр исследований социально-демографического развития Акционерного общества «Институт экономических исследований» при Министерстве национальной экономики, Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и Служба научно-методического сопровождения деятельности АНК РГУ «Қоғамдық келісім». Притом непонятно с какого бока здесь Центр исследований социально-демографического развития Акционерного общества «Институт экономических исследований» при Министерстве национальной экономики?
В этой связи, что важно в настоящее время создается централизованный Институт прикладных этнополитических исследований при министерстве информации и общественного развития, который объединит имеющиеся исследовательские ресурсы. Данный Институт должен, наверное, стать основной аналитической структурой системы раннего предупреждения межэтнических конфликтов. Координирующей и ответственной структурой. Министерством будут усилены инструменты мониторинга и анализа состояния межэтнической среды путем реализации комплекса аналитических и социологических исследований. Соответственно будет продолжена реализация ранее проводимых исследований межэтнической сферы, в частности мониторинг социально-экономического положения этнических групп и социального самочувствия населения Казахстана. В этом году министерством запланирован запуск новых исследований по изучению проблем в сфере межэтнических отношений. Они затрагивают вопросы изучения жизнедеятельности локальных этнических групп, межэтнической ксенофобии и путей ее преодоления, а также другие.
Как показывает жизнь, в любой многоэтничной стране имеется определенный риск возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно нашей стране необходимо научиться управлять этими рисками через своевременное выявление проблем и угроз, организацию обсуждения, выработку конкретных механизмов и эффективных решений этих проблем с участием самого общества. Это называется созданием системы управления рисками в сфере межэтнических отношений. Все ранее использованные методы регулирования этнических процессов работы должны быть улучшены. Межэтническая напряженность зачастую возникает при несвоевременном и непоследовательном разрешении накопившихся противоречий. Соответственно, необходимо начинать с анализа причин возникновения конфликта, а также последующего выстраивания конструктивных форм диалога и обсуждения проблем. Это значительно снижает напряженность и дает возможности своевременного разрешения имеющихся проблем.
Для этого необходимо по-новому выстроить систему взаимоотношений государственных структур и населения согласно принципу «Слышащего государства». Это позволит объективно оценивать общественные настроения и тенденции развития межэтнических отношений. Предлагается сосредоточиться на адресной работе с сельской и рабочей молодежью, развитие социальных коммуникаций, внедрение механизмов медиации, активизация деятельности общественных и диалоговых структур, выработка алгоритма своевременного реагирования госорганов на кризисные ситуации и другое. Что позитивно значительная часть работы уже проводится.
Кроме того, разработаны обновленные методики для местных государственных органов в сфере реализации политики в сфере межэтнический отношений с учетом новых вызовов. Создающемуся Комитету по развитию межэтнических отношений совместно с другими министерствами и акиматами регионов необходима разработка мер по интеграции этносов в казахстанское общество через изучение государственного языка, систему образования, сферы культуры, СМИ и др. Важно предусмотреть конкретные подходы по вовлечению молодежи различных этнических групп в социально-активную жизнь, формированию у них общеказахстанской идентичности и интеграции их в общество.
Конечно же должны эффективнее использоваться институты гражданского общества, общественные структуры. Нужны более действенные формы совместного обсуждения имеющихся проблем, коллегиальной выработки решений. Важно в предотвращении конфликтов, решении местных проблем усиливать целевую работу общественных советов, советов общественного согласия, советов старейшин и других диалоговых площадок, развивать демократические формы актуализации и обсуждения местных проблем. С учетом произошедших социальных, экономических, демографических, миграционных процессов государству необходимо скорректировать определенные направления и способы работы в сфере межэтнических отношений. Для этого важно комплексно обозначить перспективы и видение по дальнейшему укреплению общественного согласия и общенационального единства. В этой связи необходима разработка новой Концепции государственной политики в сфере межэтнических отношений, в которой будут обозначены новые цели, задачи, приоритетные направления, механизмы реализации и ожидаемые результаты межэтнической политики в стране. Данная работа уже ведется Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте РК совместно с Министерством информации и общественного развития, отделом внутренней политики и Секретариатом АНК Администрации Президента.
Поэтому все принимаемые меры помогут и дальше реализовывать конституционные права казахстанцев, обеспечивать межнациональное и межконфессиональное согласие, стабильность в нашем обществе, стать и дальше оплотом нашей национальной безопасности, консолидировать общество в сегодняшних непростых условиях мирового кризиса и нестабильности.
Член НЭС АНК,
доктор юридических наук
Марат Башимов