«Стометровка» для табака и реклама фаст-фуда: как нововведения минздрава отразятся на бизнесе

Вопросы запрета рекламы фаст-фуда и других «вредных» продуктов, а также ограничения торговли табачными изделиями по площади и расстоянию от образовательных учреждений были подняты в ходе общественных слушаний по рассмотрению проекта нового Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», которые прошли на базе Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен». Обсуждение нового Кодекса прошло при участии представителей бизнеса, государственного сектора, в том числе и Министерства здравоохранения, депутатов Мажилиса, общественных организаций и СМИ. Основная повестка встречи была представлена тремя темами: ограничение продаж в торговле, создание Фонда здоровья с установлением отчислений от общего объема акцизного налога компаний, производящих табачную и алкогольную продукцию, а также проблемные вопросы санитарно-эпидемиологического аудита.
Дискуссия началась с вопроса по ограничению продаж в торговле, включающим в себя запрет на рекламу продуктов с высоким содержанием сахара, соли и транс-жиров, а также запрет на продажу табачных изделий «на прилавке».
«Есть поручение Главы государства обеспечить должный уровень здоровья населения Казахстана, но в то же время нас беспокоит то, что каждое нововведение должно соблюсти баланс интереса государства, бизнеса и потребителей. Тут жёсткие односторонние ограничения могут привести к теневому бизнесу и росту коррупции», — отметил президент ассоциации добросовестных производителей, импортёров и продавцов алкогольно-табачной продукции Казахстана «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев.
Но самые жаркие споры развернулись вокруг предлагаемого запрета на продажу табака в радиусе 100 метров от образовательных учреждений и реализации сигарет в торговых точках площадью менее 10 кв. метров. По мнению бизнеса, это повлечет банкротство тысяч магазинов формата «шаговой доступности», чей доход на 30-40% зависит от реализации табачных изделий. Предприниматели напомнили, что аналогичная норма, действовавшая несколько лет назад для алкоголя, была отменена опять же из-за коррупционных рисков.
Что касается рекламы «вредных» продуктов, то тут у бизнес-сообщества возник вопрос о том, как определять эту самую «вредность»?
«Концепция пока сейчас прописана очень общая. Это «запрет на рекламу алкогольной, табачной продукции, фаст-фуда, законы в поддержку запрета курения в общественных местах, налоговое законодательство, поддерживающее совершенствование культуры питания и маркировки продуктов питания». Концептуально, я считаю, сформулировано правильно, но нужны детали. Если налоговое законодательство будет на вредные продукты, какое оно будет, как будет облагаться, что такое «вредные продукты». Здесь задаётся большое поле для такой продолжительной большой дискуссии», — отметил директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
В свою очередь заместитель председателя Комитета охраны общественного здоровья Минздрава Нуркат Садвакасов отметил, что Кодекс составлялся с учетом норм и рекомендации ВОЗ, и министерство готово обсуждать все вопросы, возникшие в ходе встречи, на всех площадках.
«Мы не хотим создать нормы коррупциогенного характера. Сами, как видите, вычищаем свои нормы, убираем те барьеры, которые не дают оправданных эффектов», — отметил Нуркат Садвакасов.
Также, в рамках Кодекса Министерство здравоохранения РК предлагает обременить компании отчислять средства в специальный Фонд здоровья, в размере 2% от ставки акциза. Предполагается, что Фонд будет заниматься профилактикой и пропагандой здорового образа жизни.
Учитывая значительный размер ставки акцизов в Казахстане, по предварительным подсчетам ежегодные отчисления в Фонд здоровья составят порядка 5-6 млрд. тенге.
Бизнес-сообщество со своей стороны предложило министерству показать эффективность деятельности Фонда прежде чем вводить данную структуру.
«Необходимо подойти по-другому, чтобы бизнес мог дать оценку той работе, которую уже успели провести. Потом рассказать, какими методами вы хотите эти деньги, которые будут аккумулированы в Фонде, тратить. Чтобы у бизнеса не было вопросов. Когда они увидят эффективность, то может даже кто-то выразит желание проспонсировать эту работу», — подытожил обсуждение заместитель председателя Правления НПП «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

atameken.kz