В ходе 38-го заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции г. Астана (председатель Ирак Еликеев) была обсуждена животрепещущая тема об организации питания в школах Астаны.
Всем известно, что данную тему на сегодняшний день не обсуждал только «ленивый».
Однако Палата при вынесении вопроса на Совет руководствовалась лишь одной целью: чтобы во всех этих дебатах, посвященных школьным столовым был услышан и голос столичного бизнеса.
В течение прошлого года в отношении поставщиков услуг начались тотальные проверки со стороны инициативных групп, представителей общественности, партии «Нур Отан», родителей, блогеров., которые носили красивое название «мониторинг».
При этом данный «мониторинг» не был регламентирован никакими нормативными правовыми актами и носил хаотичный характер.
Позже Руководитель Управления образования издал приказ о создании Межведомственной экспертной группы по контролю за качеством питания и поручил ей организовать контроль за качеством питания в организациях образования города Астаны, тем самым предоставив данному «мониторингу» легитимный характер.
По итогам проведенного мониторинга в социальных сетях размещен ряд статей и публикаций с указанием выявленных нарушений со стороны бизнеса.
Однако все участники данного процесса забыли, что в соответствии с Предпринимательским кодексом РК четко определен порядок контроля со стороны государственных органов в отношении субъектов бизнеса и уже давно прошли те времена, когда можно было прийти и «кошмарить» бизнес, как и когда вздумается.
Кроме того, в соотвествии с п. 5 ст. 48 Закона РК «Об образовании» контроль за качеством питания возлагается на органы здравоохранения (при чем тут Управление образования?).
Однако, как сообщают предприниматели, в составе данной межведомственной комиссии по контролю отсутствовали соответствующие специалисты.
Вооружившись видеокамерами смартфонов, не имея при себе каких-либо разрешительных документов или санитарных книжек, члены комиссии вели прямые эфиры в интернет, записывали интервью учащихся во время приема пищи без соответствующего на это разрешения родителей, вмешивались в технологический процесс, открывая и проверяя холодильные и морозильные камеры, мешки с мукой и т.д.
После этого, в социальных сетях прошла информация о том, что по итогам вышеуказанных проверок, в связи с выявленными нарушениями Управлением образования принято решение о расторжении договоров с отдельными поставщиками питания. При том, что Управление образования не является стороной договора и не уполномочено принимать решения о расторжении договоров.
Предприниматели сетуют на то, что вышеизложенные действия государственных органов дискредитируют их в глазах общественности, подрывают деловую репутацию, что немаловажно для бизнеса, не первый год осуществляющего свою деятельность на рынке.
Хотелось бы обратиться к уполномоченным государственным органам и напомнить им о необходимости строго руководствоваться нормами законодательства при организации государственного контроля субъектов предпринимательства, а также нормами Гражданского кодекса РК и законодательства о государственных закупках при принятии решений о заключении, пролонгации или расторжении договоров об оказании услуг.
Известно также о действиях Управления образования в части «навязывания» субъектам предпринимательства дополнительных условий, таких как, обязательство оказывать услуги по новому меню, установка системы видеонаблюдения, а также безналичного расчета. В случае отказа от принятия данных условий, Управление «грозит» отказом в пролонгации договоров по оказанию услуг. Предприниматели вынуждены соглашаться с этими условиями и нести дополнительную финансовую нагрузку. Палата считает подобные действия в отношении субъектов бизнеса абсолютно недопустимыми и неправомерными.
Вместе с тем, никто не умаляет важность поднимаемой темы и необходимости контроля за здоровым питанием детей.
Поэтому добросовестные субъекты предпринимательства не против общественного (родительского) мониторинга их деятельности и готовы к конструктивному диалогу. Однако необходимо четко регламентировать такой мониторинг, определить лиц, имеющих доступ к такому мониторингу, права и обязанности сторон, сроки, последствия и ответственность.
Надеемся, что мы и бизнес будем услышаны государственными органами, и все стороны процесса придут к взаимоприемлемому решению в рамках правового поля и будут учитывать интересы всех, прежде всего наших детишек.
Нуржан Букин