Кризис COVID-19 оказывает разрушительное воздействие на все социальные и экономические сектора. Во многих странах это привело к закрытию большинства городов, и рынок недвижимости не стал исключением.
В Китае, по данным Knight Frank, опубликованные на Forbes.com количество сделок на первичном рынке недвижимости в Шанхае в феврале сократилось на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или с 3 256 сделок до 1 413. За месяц до распространения коронавируса в Шанхае было совершено 3 982 сделки с недвижимостью. Один из крупнейших в Китае застройщиков Evergrande Group предложил скидки до 25%, чтобы стимулировать спрос.
В связи с этим, международная юридическая организация Allen&Overy, отметила некоторые тенденции на рынке недвижимости:
— Инвестиции в проблемную недвижимость
Все больше инвесторов вкладывают средства в проблемные объекты недвижимости на основе одной сделки или формируют инвестиционные платформы с китайскими учредителями или застройщиками. Например, в 2018 году Warburg Pincus заключил партнерское соглашение с пекинской фирмой по управлению активами Hande Group для инвестирования в недвижимость в материковой части Китая, находящейся в бедственном положении и в особых ситуациях, и ожидается, что последуют аналогичные сделки.
— Объем сделки
Ожидается, что объем сделок будут постепенно увеличиваться в течение второго и третьего квартала 2020 года, так как начинает ощущаться влияние политики стимулирования, проводимой правительствами.
Правительства играют крайне важную роль в формировании национальных систем жилищного хозяйства и используют разные инструменты в целях активизации и стимулирования рынков жилья. Особенно уязвимым является «социальное жилье», созданное для того, чтобы удовлетворить потребности тех, кто не может конкурировать на рынке, не имеет возможности стать домовладельцем или снять достойное жилье в условиях частного рынка.
Казахстан также принимает ряд мер по активизации жилищного строительства, как отметил наш президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем новом поручении: «Мощным стимулом развития экономики, роста занятости и фактором социальной поддержки должно стать строительство доступного жилья».
Однако вследствие нынешнего кризиса потребности в социальном жилье не только увеличились, но и диверсифицировались. В жилище нуждаются престарелые, молодежь (лица, впервые покупающие недвижимость), домохозяйства со средним доходом, а также уязвимые слои населения и особые группы. В исследовании ЕЭК ООН в области социального жилья установлено, что в большинстве государств-членов существует готовность предоставить большие объемы социального жилья. Однако присутствует меньшая доля уверенности в отношении будущего финансирования для поддержки такого строительства. Вследствие ограничений в финансировании затрудняется осуществление новой и уже существующей политики, но в то же время растет интерес к государственным гарантиям, сочетанию государственных и частных финансовых средств с применением творческого подхода, а также изучению новых кредитных и финансовых мер, наиболее приспособленных к текущим и будущим тенденциям на рынке жилья.
Мировая практика, показывает, что одним из альтернативных инструментов обеспечения необходимой финансовой базы для создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов, в условиях ограниченности государственных ресурсов, является механизм ГЧП. Данная форма сотрудничества подразумевает взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и предпринимателей в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.
Применение механизмов государственно-частного партнерства предоставляет ряд преимуществ, как для государства, так и для развития бизнеса. Для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах и поддержка со стороны государства.
Так, в целях активизации жилищного строительства в рамках государственной программы «Нұрлы жер» в стране были предусмотрены изменения и стимулирования жилищного сектора. Также дополнения были внесены в НПА по ГЧП (О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства) о реализации жилья исключительно в рамках прямых переговоров (частной финансовой инициативы). Теперь проект ГЧП может быть инициирован потенциальным частным партнером в отношении объектов/земельных участков для строительства жилья, расположенных в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областях, находящихся у него на правах собственности или долгосрочной аренды и по проекту имеется проектно-сметная документация с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы и имеется согласие на предоставление обеспечения в виде залога земельного участка, незавершенного строительства и проектно-сметной документации, и также были предусмотрены сокращение процедур реализации жилья в среднем до 2-х месяцев исключительно для проектов, предполагающих строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы.
Данные изменения должны стать драйвером роста строительства социального жилья, а значит поддержкой идеологии «PPP-People first», основа которой являются люди в первую очередь.
Мамалинова Н.
Аналитик фронт-офиса
АО КазЦентр ГЧП