На заседании Национального совета общественного доверия (27 мая 2020 г.) Президент Касым-Жомарт Токаев предложил пересмотреть целесообразность уголовного преследования за врачебные ошибки и нарушение порядка проведения клинических исследований. В частности, критически проанализировать целесообразность уголовной ответственности, причём непременной уголовной ответственности медработников за так называемое ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Также пересмотреть применение уголовного наказания за нарушение порядка проведения клинических исследований. Угроза наказания отталкивает медицинских специалистов от науки. Ответственность должна быть административной и гражданско-правовой, как в развитых странах мира.
Президент поручил разработать и внедрить системы юридической и финансовой защиты и ответственности медработников, включая гарантирование профессиональной деятельности.
Но необходимость усиления защиты конституционных прав человека в области здравоохранения остается. Пациент все еще беззащитный. Мы спросили об этом кандидата юридических наук – известного специалиста в области медицинского права Бахытжана Аскарова. Поделиться своим мнением.
Как вы думаете необходимо целая система защиты прав пациентов?
В этой связи, полагаем необходимым также разработать и внедрить систему защиты прав пациентов, т.к. говоря о медицинских работниках, подразумеваем пациент, и наоборот. Оба субъекта между собой тесно связаны, и поэтому их в отдельности нельзя рассматривать, и это будет ошибочно.
Система защиты прав пациентов должен включать в себя широкий спектр инструментов: нормативно-правовое обеспечение (хартии, специальные законы, административные регламенты, договоры об оказании услуг), специальные уполномоченные государственные органы и должностные лица (согласительные и этические комиссии, омбудсмены) и процедуры (альтернативное решение споров).
А есть международный опыт?
На сегодня, в мире, наиболее устоявшимися вне зависимости от особенностей законодательного регулирования считаются системы защиты прав пациентов Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и США.
А какой государственный орган должен этим заниматься?
Система защиты прав пациентов должна состоять из уполномоченного государственного органа со статусом политического служащего и общественных организации, независимых друг от друга и контролирующих те или иные аспекты реализации данных прав.
Государственный орган должен быть представлен как Агентство по контролю качества и безопасности медицинских услуг и товаров с региональными подразделениями на базе Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его территориальных департаментов, в задачи которого входит обеспечение соответствующего надзора за соблюдением этических норм поведения врачей в отношении пациентов, коллег и общества в целом при оказании медицинских услуг, качества и безопасности медицинских услуг и товаров, организация защиты прав пациентов, информирование, поддержка организаций и лиц, работающих в сфере здравоохранения, и влияние на них, снижение рисков для потребителей медицинских услуг, который должен состоят из комиссии контроля качества и безопасности медицинских услуг и товаров, уполномоченного по делам здоровья (омбудсмен), врачебного жюри, службы защиты интересов пациентов.
А какие институты и чем они должны заниматься конкретно?
а) Служба уполномоченного по делам здоровья (омбудсмен) проводит независимые расследования и медико – правовую экспертизу по жалобам на неправильные и несправедливые действия медицинских учреждений или их работников либо на медицинские услуги, товары ненадлежащего качества. создает дисциплинарные палаты по рассмотрению жалоб пациентов на региональном и национальном уровнях, проводит оценку обеспечения и условий реализации прав пациентов,
б) Комиссия контроля качества и безопасности медицинских услуг и товаров как независимый регулятор качества медицинских и социальных услуг, товаров проводит проверки их соответствия стандартам качества и безопасности.
в) Служба защиты интересов пациентов помогает желающим подать жалобы по поводу своего лечения или ухода, проводит мониторинг общественного мнения, разбор проблем и привлечение к ответственности соответствующих служб, организовывает процедуру возмещения ущерба пациенту, сбор информации о реальном масштабе проблемы причинения вреда пациентам при оказании им медицинской помощи, консультации пациентов и их родственников, разбор претензий, подготовка предложений медицинским учреждениям об улучшении ситуации, осуществляет мониторинг медицинского вреда, содействует процедуре досудебного разрешения конфликтов между пациентами и медицинскими работниками,
г) Врачебное жюри (по аналогии с Судебным жюри при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан) по рассмотрению фактов медицинских нарушений (медицинские ошибки и инциденты), статусом высшей врачебной комиссии, который дает окончательную оценку действиям/бездействиям медицинских работников, рекомендации о соответствии их занимаемой должности, и возмещению ущерба.
д) Служба контроля врачебных ошибок ведет мониторинг безопасности медицинской помощи
А гражданские, общественные институты?
Общественные организации могут быть представлены через, например: ассоциации потребителей, пациентов, медицинских работников, национальный союз ассоциаций представителей пациентов, национальные пациентские организаций. Усиление координации и роста влиятельности их действий. Формирование в масштабах страны одной «зонтичной» структуры (федерация, союз, ассоциация), которая берет на себя функцию уполномоченного представителя интересов пациентов в коммуникациях с государством.
А еще какие можно новшества?
Следует рассмотреть вопрос о внедрении системы «социального страхования доброй воли», при которой для получения пациентом компенсации за причиненный ущерб здоровью не требуется доказательства вины причинителя вреда используя принцип «ответственности без вины», который был принят впервые в 1986 году в Финляндии, и на сегодня активно внедряется в экономически развитых странах (Швеция, Финляндия, Новая Зеландия, Австралия и др.). Данный вид страхования наряду с другими механизмами не только защищает нарушенные права пациента, но и способствует профилактике этих нарушений. Внедрение описанного принципа помогает сформировать единую государственную политику относительно необходимости защиты интересов как пациентов, так и медицинских работников.
В каждом учреждении здравоохранения также должны быть образованы соответствующие службы (бюро, комиссии) по отношениям с потребителями (пациентами) и качеству медицинского обслуживания в функции которых входят контроль за соблюдением прав пациентов, консультации пациентов и их родственников, разбор претензий, подготовка предложений об улучшении ситуации.
А нужен какой либо план?
Следует разработать национальный плана действий по безопасности пациентов с привлечением парт¬неров из стран с большим опытом в вопросах безопасности пациента, готовых к длительному сотрудничеству и поддержке, целью которого будет разработка политики, направленной на улучшение ситуации в отношении безопасности пациентов, а также на пред¬отвращение медицинских ошибок и уменьшение материальных затрат, связанных с ними. Это должно быть осуществлено путем внедрения рекомендаций по управлению безопасностью пациента и предотвращению неблагоприятных событий в здравоохранении.
Перевести, опубликовать и распространить краткий справочник документов Совета Европы, ВОЗ, ведущих мировых центров по проблемам безопасности пациента.
А как быть с непогрешимость врача? А если честно? Ошибки то есть.
Проблема безопасности пациентов широко распространена в мире. Многие годы медицинское сообщество поддерживало миф о непогрешимости врача, признавая только самые грубые и явные свои ошибки. Однако сегодня возникло понимание, что роль человеческого фактора в медицине более существенна, чем в других отраслях. Естественно, что ошибки возможны, однако честная и правдивая информация о них позволит избежать подобного в будущем. При этом главной целью является не наказание врача, а создание открытой системы отчетности о медицинских ошибках.
Причинами, которые препятствуют медицинским работникам уведомить об ошибках, могут быть: страх и чувство вины; возможность обнародования ошибок в СМИ; нехватка времени для сообщений; нехватка административной поддержки; отсутствие обратной связи; нехватка правовой защиты; нарушение конфиденциальности.
Медицинские ошибки и другие неблагоприятные события в медицине не только уносят сотни тысяч жизней ежегодно, но и являются причиной значительных финансовых затрат, связанных с обращениями граждан в суд, затратами личных и бюджетных средств на дорогостоящее лечение и выплаты по инвалидности и др. Они вносят свою лепту в утрату доверия населения к медицинским работникам, что является серьезной проблемой и которую следует решать.
Должна быть создана определенная правовая культура не только медицинских сотрудников и пациентов, но и всего общества, основы которой следует закладывать еще на этапе школьного образования.
А есть анализ?
Социально-экономические последствия медицинского вреда в Казахстане до настоящего времени не анализируются. Об их размерах остается только догадываться, опираясь на статистику по этой проблеме в медицине развитых стран, где информационная открытость, профессиональный уровень медработников и правовая защищенность пациентов несопоставимо выше, чем в Казахстане. В таких странах проблема обеспечения безопасности пациента уже вышла из тени.
Привлечение к уголовной ответственности врачей в случае ошибочных действий не изменит ситуацию к лучшему. Повышение безопасности медицинской помощи возможно путем изменения культуры профессиональной деятельности, ставящей во главу угла интересы пациента, при этом неоценимое значение имеют регистрация и открытое обсуждение ошибок с целью выявления и устранения их причин (а не людей, совершивших ошибки).
А как быть с нормативно-правовым регулированием? Координирующим органом?
Отношение медицинских работников Казахстана к проблеме безопасности может измениться принятием Закона «О безопасности пациента и улучшении качества», как это произошло в США принятием в 2005 году федерального закона«The Patient Safety and Quality Improvement Act», направленного на повышение качества медицинской помощи и создание системы анализа причин возникновения неблагоприятных исходов, предусматривающей добровольную отчетность о случаях причинения вреда здоровью пациентов. Законом запрещено руководителям учреждений здравоохранения и аккредитационным комиссиям применять какие бы то ни было санкции к сотрудникам, признавшимся в ошибке, если только эти действия не нарушают уголовное или иное законодательство. В результате количество сообщений о медицинском вреде возросло в 5 раз.
Одним из направлении в обеспечении качественной и безопасной медицинской помощи может стать создание Национального Совета по иммунопрофилактике с целью предоставления помощи правительству в вопросах обеспечения качества и безопасности вакцин; оценки новых вакцин и технологий иммунизации; содействия доступности вакцин в регионах и стране в целом; восстановления доверия к Общегосударственной программе иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных болезней. Это будет способствовать реальному повышению безопасности не только пациентов, но и медработников, внедрению международных стандартов, норм и практик в медицине.
С нашим корреспондентом Сергеем Николаевым в беседе участвовал – известный юрист, кандидат юридических наук, специалист в области медицинского права Бахытжан Аскаров
© 2016 Человек и Закон. Все права защищены
Design by SKT