О правовых инновациях в сфере противодействия коррупции с руководителем территориального Департамента

В настоящее время Агентство по противодействию коррупции совместно с заинтересованными государственными органами активно работает над реализацией поручений Президента страны.
Первый пакет антикоррупционных реформ Президент озвучил 20 мая прошлого года, поручив ввести институты отставки и дисциплинарной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных, восстановить антикоррупционную экспертизу проектов НПА, перейти к дифференцированной системе поощрения граждан за сообщения о коррупции. Все эти новеллы получили отражение в конкретных законах и уже зарекомендовали себя в качестве эффективных превентивных инструментов.
В СКО в отставку ушли 2 политических служащих.
О воплощении в жизнь второго пакета антикоррупционных реформ рассказал руководитель Антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области Ернар Баянгазин.
-Ернар Ерболович, Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции». В какие законы внесены изменения?
Данным Законом внесены поправки в 3 Кодекса, 10 законов. Это Гражданский кодекс, Уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Если говорить о Законах Республики Казахстан, то здесь имеется ввиду о жилищных отношениях, о Национальном архивном фонде и архивах, о профилактике правонарушений, о правоохранительной службе, о государственном имуществе, о Национальной безопасности РК, о специальных государственных органах РК, О воинской службе и статусе военнослужащих, о противодействии коррупции и о государственной службе РК.

  • В обществе достаточно неоднозначно воспринимают норму, которая запрещает дарить подарки госслужащим и лицам к ним приравненным. Поделитесь Вашем мнением?
    Как раз первый блок поправок Закона устанавливает для госслужащих и иных лиц, принявшим на себя антикоррупционные ограничения, полный запрет на подарки, материальное вознаграждение, услуги, предоставляемые за их действия в пользу лиц, предоставившим материальное вознаграждение, если такие действия входят в служебные полномочия указанных лиц или эти лица в силу должностного положения могут способствовать им.
    Круг лиц, которым запрещено дарить подарки за действия (бездействие) в пользу дарителя, расширен лицами, занимающими ответственную госдолжность и лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций.
    Также членам семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения, запрещено дарить подарки.
    Запрет распространяется и на подарки, поступившие без ведома названных лиц и членов их семей, а также на подарки, переданные во время протокольных и других официальных мероприятий. Исключение составляют подарки, врученные за достижения в работе и иные заслуги.
    Напомню, что получение подарка стоимостью до 2 МРП влечет адмответственность (ст. ст. 676, 678 КоАП), стоимость подарка свыше 2 МРП — уголовную ответственность (ст. 367 УК («Дача взятки»)).
    Ранее в Гражданском кодексе имелась статья, которая противоречила другим нормам законодательства. Т.е. допускалось дарение госслужащим и членам их семей подарков стоимостью до 10 МРП (27 780 тенге) хотя действующим законодательством уже был установлен запрет на дарение субъектам коррупции подарков любой стоимости в связи с их должностным положением. Теперь коллизии приведены в соответствие.
  • Однако субъектами коррупции мы говорим, что являются лишь государственные служащие. Получается квазигосударственный сектор не так интересен Вам с оперативной точки зрении и ответственность на этих лиц не предусмотрена?
    На сегодняшний день расширен круг должностных лиц квазигосударственного сектора, являющихся субъектами коррупции.
    Отныне работники квазигосударственных компаний, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок, ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда, занимающие должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, отнесены к субъектам коррупции.
    То есть они в полном объеме будут принимать на себя антикоррупционные ограничения, предусмотренные Законом «О противодействии коррупции», а также будут нести более серьезную ответственность в случае совершения коррупционных правонарушений.
    Прежде такие нормы распространялись только на первых руководителей квазигосударственных компаний. Теперь этот круг существенно расширен.
    Отнесение к субъектам коррупции руководителей структурных подразделений, отвечающих за закупки и реализацию важных государственных проектов, является большим прогрессом.
    Руководители структурных подразделений могут принять незаконное, но выгодное для себя или третьих лиц решение, а также в силу своих должностных обязанностей имеют возможность не допустить участия работников вверенного подразделения в каких-либо коррупционных схемах.
    Также вводится институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в организациях квазигосударственного сектора.
    Предприниматели, не относящиеся к квазигоссектору, вправе будут создавать такие службы по своему усмотрению.
  • Ернар Ерболович, о каких еще законодательных инициативах идёт речь в новом законодательстве?
    Во исполнение поручения Главы Государства приняты поправки об установлении строгой ответственности за провокационные действия, данного им в Послании народу Казахстана от 2 сентября прошлого года.
    Законом введена уголовная ответственность за провокацию преступления должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или досудебное расследование.
    Указанные лица, склонившие человека к совершению преступления с целью последующего изобличения и привлечения к уголовной ответственности или шантажа, будут наказываться лишением свободы от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 7 лет.
    За провокацию, сопряженную с насилием либо угрозой применения насилия, уничтожением или повреждением имущества, с использованием зависимости лица, предусмотрено от 5 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до 10 лет.
    В случае если провокация осуществлялась в интересах преступной группы или привела к совершению лицом тяжкого, особо тяжкого преступления, наступлению тяжких последствий, срок лишения свободы составит от 10 до 12 лет с лишением на 10 лет права занимать определенные должности.
  • Председатель Агентства часто говорить о социальной поддержке сотрудников. Как известно теперь предусмотрены и жилищные выплаты. Можно поподробнее…
    Решение жилищного вопроса является стратегически важным не только в целях обеспечения должной мотивации сотрудников, но и для предотвращения коррупционных рисков.
    Так, внесены поправки, которые устанавливает жилищные выплаты сотрудникам оперативно-следственных подразделений антикоррупционной службы.
    Правила их исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления будут утверждаться Правительством.
    За основу взят механизм предоставления жилищных выплат, предусмотренный для сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих.
  • Мы говорим о названном втором пакете антикорр инициатив. Что же будет в третьем пакете антикоррупционных реформ Президента?
    Первое – это усиление ответственности за коррупцию. Прежде всего, это коснется сотрудников правоохранительных органов и судей. Находясь на страже законности и правопорядка, они должны нести более жесткую ответственность за коррупционные преступления. Будет проработан вопрос и ужесточения наказания для взяткодателей и посредников во взяточничестве. Сильнейший профилактический эффект будет иметь отмена УДО в отношении осужденных коррупционеров.
    В продолжение этой логики Антикор выступает за исключение применения кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления и пересмотр назначения наказания для коррупционеров в колониях-поселениях.
    Второе – это введение с 2021 года запрета для госслужащих, депутатов и судей на владение банковскими счетами за рубежом. Данная инициатива важна не только с точки зрения идеологии служения в интересах страны, но и в целях нивелирования возможностей для вывода коррупционного капитала.
    Третье – принятие закона об общественном контроле, что, на мой взгляд, станет реальным катализатором более масштабного вовлечения граждан и неправительственных организаций в системное противодействие коррупции и бюрократии.
    Большим шагом вперед станет обеспечение абсолютной прозрачности госорганов, основным инструментом которой является Интерактивная карта открытых бюджетов, разработанная Антикором.
  • Спасибо за подробные ответы!

О.Тихонов