Made in KZ: Казахстанская продукция на заграничных рынках сбыта

География стран, с которыми Казахстан расширяет деловые связи, в том числе и по поставке собственной продукции ежегодно расширяется. Наш товар экспортируется в более 115 стран мира. Специально для того, чтобы не останавливаться на достигнутом, и национальные производители могли вывозить готовые изделия в другие государства, реализуется программа экспортной акселерации.
Прежде чем говорить о мерах поддержки, следует отметить, что налаживание экспорта — не прихоть отдельно взятой отрасли, а одна из составляющих планомерной политики государства. И здесь первостепенны не только материальные поступления в экономику, но и, что немаловажно, — продвижения казахстанского бренда за пределами РК.
В прошлом году, по данным Министерства торговли и интеграции РК, в рамках исполнения поручений Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева запущен экспортный акселератор QazTrade ACCELRATOR. В рамках него первыми счастливчиками по сопровождению стала продукция пищевой промышленности. Самое главное, что национальным компаниям оказывается встроенная поддержка — от анализа деятельности самого предприятия до защиты его интересов в рамках ВТО и ЕАЭС. Примечательно, среди товаропроизводителей, были и те, кто впервые вышел на иностранный рынок, точнее китайскую площадку. Именно Поднебесная стала дебютной страной для наших субъектов бизнеса. Кстати, несмотря на приграничную близость, в соседнем государстве очень высокие требования к поставляемому товару из вне. И касаются они не только качества и безопасности, но и упаковки и транспортировки продукции. Именно в таких случаях представители акселератора помогают нашим предпринимателям пройти все этапы будущего экспорта.
В итоге, на рынок Китая вышли 35 казахстанских компаний. Несмотря на положительный исход, прошлогодний опыт оголил основные проблемные вопросы, с которыми сталкиваются представители тех или иных предприятий. Они элементарно не знают, куда обращаться и как действовать. Пандемия лишь усилила их страх. Специально для того, чтобы казахстанцам было куда обращаться создан антикризисный центр по поддержке экспортеров. Через Telegram экспортеры чаще всего интересуется о том, куда можно поставить товар, а также финансовой стороной вопроса. Кстати, говоря о деньгах. Возмещение затрат экспортеров — тоже один из основных пунктов по поддержке тех, кто хочет выйти на заграничный рынок. В прошлом году компенсации получили предприятия не только пищевой, но и легкой промышленности, кондитерской отрасли.
Для понимания следует сказать, что на возмещения могут рассчитывать те компании и их филиалы, дочерние организации, которые изготавливают обработанные товары. На какое конкретно восполнение можно рассчитывать? На доставку товара и оплату услуг по его перевозке всеми видами транспорта, прохождение иностранной аккредитации, процедуры регистрации, рекламу, участие в выставках, форумах, конгрессах, конференциях, а также на сертификацию и другое.
Договор страхования с экспортером — еще одна из мер по поддержке отечественного товаропроизводителя. Согласно этому документу, если вдруг импортер по каким-либо причинам оказывается оплачивать товар, то тогда KazakhExport покрывает убытки экспортера. Не секрет, что именно страх быть «кинутым» зарубежным партнером выступает барьером для казахстанцев в поставке продукции за пределы страны. Благодаря государственной поддержке имеющиеся препоны сходят на нет, а перечень государств, куда казахстанцы могут экспортировать товар, увеличивается.
В этом году, по информации представителей АО «Центр развития торговой политики QazTrade», планируется наладить торгово-экспортные отношения в рамках акселератора с Россией, Узбекистаном, ОАЭ и другими. В этом плане уже ведется соответствующая работа. На сегодняшний день в РК определены несколько позиций товаров, которые будут превалировать в процессе поставки за рубеж. Это, к примеру, макаронные, мучные изделия, мясная продукция (свинина, баранина, говядина), трансформаторы, аккумуляторы и другое. По предварительным прогнозам, уже к 2025 году объем экспорта казахстанского товара может достичь значительных цифр.
Специально для этого, несколько лет назад и была разработана национальная экспортная стратегия Республики Казахстан на 2018-2022 годы. В рамках нее реализуется комплекс инициатив, которые направлены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для развития соответствующей таможенной инфраструктуры, совершенствования предварительного информирования при пересечении грузов государственных границ. Немаловажная роль отведена и признанию единых стандартов и требований к тем или иным товарам. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы снять технические барьеры и сделать систему более упрощенной без ущерба качеству поставляемой продукции, поскольку оно сказывается на безопасности и здоровье людей.
Таким образом, заключим, что для продвижения казахстанского бренда за рубежом прикладываются всевозможные силы и возможности. Бесплатный экспортный акселератор, выступающий проводником для отечественных товаропроизводителей, расширяет рынок проникновения нашей продукции. Удастся ли достигнуть намеченных планов к 2025 году и увеличить объемы вывозимых изделий, покажет время. Сейчас же главное «разбудить» интерес предпринимателей.

Кайрат Коканов