За 30 лет Независимости Казахстан добился высоких показателей благодаря выстроенной траектории своего развития. В стране имеется понимание того, что только эффективная система управления сможет обеспечить дальнейший успех в проводимых преобразованиях, и поэтому крупномасштабные реформы проводятся и в сфере государственной службы.
Сегодня государственная служба – это деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.
Одной из форм реализации государственных функций является оказание государственных услуг, направленных на реализацию прав, свобод и законных интересов услугополучателей, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ.
В последние годы в сфере оказания государственных услуг также произошли изменения: приняты нормативные правовые акты, начала действовать государственная корпорация «Правительство для граждан», ставшая единым провайдером государственных услуг.
Оказание качественных государственных услуг должно постоянно быть приоритетной целью всех государственных органов, т.к. это обеспечивает максимальный уровень удовлетворенности граждан при реализации их законных прав, что соответственно налагает на государственных служащих огромную ответственность.
В настоящее время в нашей стране оказываются более 700 государственных услуг, и это количество растет с каждым годом, т.к. путем постоянного анализа выявляются «скрытые государственные услуги».
На сегодняшний день государственные услуги охватывают практически все сферы нашего общества. Так, в течение всей жизни человек пользуется государственными услугами – это и регистрация рождения ребенка, получение образования, занятие определенными видами предпринимательской деятельности, назначение пенсионных выплат по возрасту и т.д. Тем самым государственные услуги стали неотъемлемой частью деятельности человека, они выступают механизмом реализации законных прав и интересов всех граждан страны.
Однако необходимо отметить, что многие казахстанцы все еще слабо информированы о порядке оказания государственных услуг. В этой связи, видится возможным повысить уровень информированности населения путем издания различных буклетов, баннеров, проведения дней «открытых дверей» в организациях услугодателей, привлечение СМИ к освещению данного вопроса, изготовление флеш-роликов об оказываемых в стране государственных услугах и их размещение в сети Интернет.
Помимо этого, услугополучатели, заинтересованные в повышении качества оказания государственных услуг, имеют право участвовать в публичных обсуждениях стандартов государственных услуг, в публичных обсуждениях отчетов о деятельности государственных органов в сфере оказания государственных услуг, проводить общественный мониторинг качества оказания государственных услуг.
Вместе с тем, особая роль в сфере государственных услуг отводится Агентству по делам государственной службы РК и его территориальным подразделениям, как уполномоченному органу по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. Агентства и его Департаменты в областях обеспечивают реализацию государственной политики в сфере оказания государственных услуг, постоянно разрабатывают предложения по совершенствованию законодательной базы в сфере государственных услуг, проводят различные формы оценки и контроля за качеством оказания государственных услуг, организуют разъяснительные встречи и беседы с услугодателями и услугополучателями, и это не весь перечень проводимой большой работы в данном направлении.
И только благодаря совместному сотрудничеству услугодателей, услугополучателей и государственных органов мы сможем повысить качество государственных услуг, отойти от односторонне-властных подходов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию государственных услуг гражданам, что закреплено в озвученной Президентом страны Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства.
Р. Сләмхан,
главный специалист
Департамента Агентства РК
по делам государственной
службы по ВКО