Особенности гендерного развития Республики Казахстан

В современных условиях вопросы гендерного равенства особо актуальны и относятся к числу наиболее важных социальных проблем. Исторически у накшего народа сложилось уважительное отношение к женщине.
Наше государство проводит последовательно сбалансированную гендерную политику.
Хотя развитие гендерного равенства имеет непродолжительную историю, в республике проведена большая работа в данном направлении по ее интеграции в мировое сообщество и отрадно, что Казахстан лидирует в Центрально-Азиатском регионе в этом.
Наша страна присоединилась более чем к шестидесяти международным договорам по права человека, и в особенности затрагивающим права женщин.
Это такие правовые документы как Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О политических правах женщин». «О гражданстве замужней женщин» и другие.
В 2009 году в республике принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».
Данный правовой акт регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.
Основными задачами государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин являются — обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни, воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, недопущение дискриминации по признаку пола, выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств, повышение уровня правовой и политической культуры общества для обеспечения равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая политику, социально-трудовые и семейные отношения.
Не останавливаясь на достигнутом, Президентом Казахстана 6 декабря 2016 года была утверждена Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года.
В соответствии с ним реализация гендерной политики в Республике Казахстан должна будет осуществляться на принципах:

  • обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;
  • недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;
  • формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.
    Ее основная задача – в искоренении дискриминации в отношении женщин, ликвидация насилия по признаку пола, охране репродуктивного здоровья.
    Реализация концепции будет проводиться в три этапа — первый – 2017 – 19 годы, второй – 2020 022 годы, третий 2023 -25 годы.
    Принятие концепции по гендерной и семейной политике особенно важно в современных условиях, поскольку приоритет ценности семьи остается самым значимым приоритетом для населения республики.
    Также, принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» существенно расширил спектр услуг, предоставляемых лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
    Доступ к бесплатным медико-социальным, правовым и социально-психологическим услугам получили члены семей с инвалидностью, социально-значимыми заболеваниями, освободившиеся из мест лишения свободы, оказавшиеся жертвами насилия и жестокого обращения, одинокие пожилые люди.
    Определенный прогресс достигнут также в профилактике бытового насилия.
    С 1 января 2010 года в Казахстане был введен в действие Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия».
    В стране созданы специальные подразделения по защите женщин от насилия (в более чем половине районных отделов внутренних дел введена в штат должность инспектора по делам женщин и детей). С каждым годом растет количество защитных предписаний, которыми воспользовались жертвы домашнего насилия.
    Во всех регионах Казахстана функционируют 28 кризисных центра (17 с приютом), тогда как в 2006 году в 10 регионах действовали только 24 центра, в которых оказывают жертвам насилия бесплатные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические услуги, а также услуги временных приютов. Ежегодно во всех регионах проводятся информационно-просветительские акции «16 дней против насилия в отношении женщин».
    Организована деятельность ресурсных центров поддержки семьи. В системе формального образования получили развитие общественные объединения отцов, участвующих в нравственном и патриотическом воспитании школьников.
    Учрежден День семьи, ежегодно проводится Национальный конкурс «Мерейлі отбасы», утвержден Общенациональный план по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на 2015 — 2020 годы, который реализуется по трем направлениям: укрепление семейных ценностей, формирование здорового образа жизни, построение Общества всеобщего труда, введен институт Уполномоченного по правам ребенка, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов детей.
    За годы реализации Гендерной стратегии была достигнута позитивная динамика и в расширении прав и возможностей мужчин и женщин, состоящих в брачно-семейных отношениях.
    В целях создания возможностей сочетания семейных обязанностей с трудовой деятельностью в трудовом законодательстве были закреплены нормы о правах родителей на гибкие формы занятости и отпуск по уходу за ребенком. Также нашли отражение нормы, закрепляющие особенности регулирования труда женщин, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка (детей).
    Наряду с этим, в комплексе мер по поддержке семей с детьми государством проводится поддержка посредством социальных пособий и услуг. Система предоставления социальных выплат включает в себя пособия на рождение ребенка и по уходу за ребенком до одного года, на воспитание ребенка-инвалида, государственное пособие на детей до 18 лет, специальное государственное пособие для многодетных матерей и семей.
    Также в 2008 году были введены социальные выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года из системы обязательного социального страхования.
    С 2014 года в целях обеспечения адекватного размера пенсионных накоплений работающих женщин для получателей социальных выплат по уходу за ребенком дополнительно предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов.
    В целях оказания содействия воспитанию детей в семье, материального стимулирования усыновителей и воспитателей предоставляются единовременные выплаты гражданам, усыновившим и удочерившим детей-сирот, пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплаты патронатным воспитателям.
    Все указанные меры направлены на достижение поставленной цели по государственной гендерной политике, в основе которого лежит повышение статуса женщин, ее роль и место в нашем современном обществе.

А.М.Каиров
Судья
специализированного
межрайонного военного
суда по уголовным делам