16 декабря 1991 года Республика Казахстан стала суверенным, независимым государством. В этом качестве она была признана многими государствами. В этой связи она стала членом Организации Объединенных Наций – универсальной международной организации, ответственной за обеспечение безопасности на планете, а также членом примерно 70 межгосударственных и международных организаций. В силу реального суверенитета Казахстан стал полноправным субъектом современного международного публичного права. Одной из существенных граней международной правосубъектности государства является право государства на членство в межгосударственных, международных организациях, на участие в их деятельности, право на замещение руководящих должностей в этих организациях. Данная статья посвящена анализу деятельности Республики Казахстан в межгосударственных организациях и их взаимного сотрудничества.
На 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 года Республика Казахстан единогласным решением была принята в члены Организации Объединенных Наций. Она стала 168-м членом ООН. Сегодня в ООН заседают представители 193 государств-членов. Фактом своего вступления в ООН Казахстан подтвердил свою приверженность к миролюбию, к общепризнанным принципам международного права. Находясь в рядах этой влиятельнейшей международной организации, обеспечивающей безопасность во всем мире, Казахстан мог и может рассчитывать на своеобразную защиту своих интересов.
В ходе июньских переговоров (2021 год) Президент Республики Казахстан К.К. Токаев и Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш обсудили наиболее приоритетные направления сотрудничества Казахстана и ООН. К ним отнесли необходимость соединения усилий по противодействию пандемии коронавируса, борьбы с факторами, ведущими к неблагоприятным климатическим изменениям, необходимость обеспечения безопасности и стабильности в центрально-азиатском регионе. В процессе беседы А. Гутерриш высоко оценил антиядерные действия и выступления Казахстана как внутри ООН, так и за его пределами. В этой связи казахстанский Президент пригласил Генерального секретаря ООН принять участие в международной конференции в связи с 30-летием закрытия Семипалатинского ядерного полигона, которая состоится в августа нынешнего года. Это – знаменательное событие, положившее начало завершению испытаний ядерного оружия на всех ядерных полигонах мира.
Высокая оценка антиядерных усилий Казахстана была неслучайной. Первый Президент Н.А. Назарбаев сделал многое для приближения безъядерного мира. Поэтому по инициативе Исполнительного секретаря Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Л. Зербо Н.Назарбаев в 2020 году был отмечен статусом «Чемпион за мир, свободный от ядерных испытаний». И этот статус был заслуженным. В 1994 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, в 1996 году Казахстан в числе первых государств поставил свою подпись под текстом Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, в 2006 году по инициативе Казахстана был подписан Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, от 8 сентября 2006 года. Н. Назарбаев в 2012 году обратился к государствам необычным акронимом «АТОМ» на основе первоначальных англоязычных букв: abolish testing – our mission (отменить испытания – наша миссия). Вот таким способом было решено обратить внимание государств на необходимость повсеместного запрета испытаний ядерного оружия и побудить их к скорейшей ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Благодаря убедительной речи Президента нашей страны в сентябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН обнародовала Всеобщую декларацию о построении мира, свободного от ядерного оружия. Основной идеей выдвинутого Президентом международного документа «Манифест. ХХI век» стала необходимость движения к миру, свободному от ядерного и иных видов оружия массового поражения.
Нынешний Президент Республики Казахстан К.К. Токаев профессионально ориентируется в вопросах деятельности ООН, поскольку он, будучи заместителем Генерального секретаря ООН – Генеральным директором отделения ООН в Женеве, Генеральным секретарем Конференции по разоружению с марта 2011 по октябрь 2013 года, не только достойно представлял Республику Казахстан, но и внес немалый вклад в деятельность этой универсальной международной организации планетарного сотрудничества и безопасности, в дело всеобщего разоружения.
Значительным событием в истории взаимоотношений Республики Казахстан и ООН стал визит Генерального секретаря ООН К. Аннана в октябре 2002 году в столичный город Казахстана Астану. Гость отметил высокое умение Казахстана создавать условия по предотвращению региональных конфликтов. Казахстан принимал участие в решении афганского вопроса, в миротворческих операциях в других странах. Позже в решение вопросов сирийского урегулирования Казахстан внес существенный организационный вклад. Астанинский процесс 2017 года под эгидой ООН состоял из 7 встреч заинтересованных сторон. В августе 2003 года Казахстан проявил инициативу по проведению Международной министерской конференции ООН по проблемам стран, не имеющих выхода к морю. По итогам этой конференции была принята резолюция Генеральной Ассамблеей ООН. И для нашей страны, не имеющей выхода к открытому морю, океанам, подобного рода резолюции имеют большое экономико-правовое значение.
Знаковыми событиями в истории сотрудничества Республики Казахстан и ООН стало избрание на периоды 2007–2009 и 2014–2016 годов казахстанского государства в ЭКОСОС (Экономический и социальный совет), который является одним из важнейших органов ООН. Казахстан избран в состав этого органа в третий раз на 2022-2024 годы. Своим участием Казахстан намерен укреплять сотрудничество с финансовыми и торговыми международными организациями и содействовать решению гуманитарных проблем региона Центральной Азии.
28 июня 2016 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке представители государств-членов ООН избрали Казахстан непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это – большая честь для нашего молодого государства. Находясь в этом качестве в течение 2017-2018 годов, наша страна призывала государства отказаться от ядерного оружия, как в свое время сделал Казахстан, отказаться от деления государств на военные блоки. Казахстан целенаправленно отстаивал политические, экономические интересы центрально-азиатского региона, в том числе Афганистана. Обсуждение этих вопросов на уровне Совета Безопасности ООН, регулярные консультации получили признательные оценки представителей государств региона, а также соседних стран. Республика Казахстан как член Совета Безопасности предложила принять Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма, под текстом которого стоят подписи более 80 государств-членов ООН.
Наша страна принимала и принимает участие в деятельности структурных подразделений ООН. Так, Казахстан был избран в Совет ООН по правам человека на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстанские правительственные делегации неоднократно успешно защищали страновые доклады по соответствующим аспектам прав и свобод человека перед правозащитными Комитетами ООН.
За весь почти 30-летний период сотрудничества с ООН Казахстан сумел наработать солидный потенциал сотрудничества с его специализированными учреждениями и структурными подразделениями. Страна сотрудничала и продолжает сотрудничать с МОТ (Международной организацией труда), МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергии), ЮНЕСКО (Организацией Объединенных Наций по образованию, науке и культуре), ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), МВФ (Международным валютным фондом), ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организацией), ЮНИСЕФ (Детским фондом ООН), ПРООН (Программой развития ООН), УВКБ (Управлением Верховного комиссара по делам беженцев). Причем республика развивает плодотворное сотрудничество как на уровне центральных руководящих органов этих организаций, так и на уровне их представительств, функционирующих в Казахстане.
По сравнению с 1985 годом в начале 2000-х годов Республика Казахстан смогла увеличить добычу углеводородного сырья на 225 процентов, «тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза» (см.: На пути ускоренной модернизации // Казахстанская правда, 2021, 1 июня, с 4). Иностранные инвесторы поверили казахстанским руководящим органам и деловым партнерам, поскольку они проявляли надежность, верность слову. Это привело к тому, что в казахстанскую экономику было влито примерно 30 миллиардов долларов США, что позволило Казахстану сделать быстрый рывок в своем экономическом развитии. Такая престижная международная организация, как Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) в своем обзоре «Реформы в Казахстане: успехи, задачи и перспективы» положительно оценила ход экономического развития страны: динамичный рост экономики Республики Казахстан, в которой в значительной мере занимают полезные ископаемые», не означает, что республике «просто повезло с наличием природных ресурсов и сырьевым суперциклом начала 2000-х годов». Далее эксперты ОЭСР утверждали, что восстановление экономики в Казахстане получилось в результате правильно намеченных ранее изменений в политике и законодательстве, положения которых были четко реализованы. Немаловажную роль сыграла в целом неплохо проведенная масштабная приватизация по стране. Они же подчеркивали, что Казахстан по получении независимости взял правильный курс на интегрирование в мировую экономику. Поэтому неслучайно был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и ОЭСР о реализации Страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы, а в 2017 году Казахстану был присвоен статус ассоциированного члена Комитета по инвестициям ОЭСР. В этой связи стороны сотрудничают и выразили намерение сотрудничать по 16 экономическим направлениям по 2022 год.
Мотивом вступления в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) для Республики Казахстан стало желание решать актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, поскольку именно с такими проблемами столкнулись страны СНГ после распада СССР. Желание принимать участие в общеевропейских процессах по применению на практике международно-правовых принципов, которые были закреплены в Хельсинкском Заключительном Акте от 1 августа 1975 года и иных документах ОБСЕ также стало мотивом вступления в эту Организацию. Поэтому 30 января 1992 года в Праге Казахстан стал членом этой известной международной организации. Сотрудничество Республики Казахстан и ОБСЕ в качестве субъектов международного права было оформлено на ряде двусторонних договорно-правовых актах, к которым относятся: Меморандум о принятии в члены (январь 1992 года), Решение (ноябрь 2007 года) Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ об избрании Республики Казахстан Председателем ОБСЕ на 2010 год. Став членом Организации, Казахстан признал положения и взял на себя обязательства таких принятых ОБСЕ международных договоров и конвенций, как: Хельсинкский Заключительный Акт, Парижская Хартия для новой Европы (1990 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Венский документ 1990 года по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ОБСЕ) 1990 года. А в 2010 году, став Действующим Председателем ОБСЕ, Казахстан уже сам организовал саммит ОБСЕ для 55 государств-участников Организации и стал инициатором принятия весомого международного документа – Астанинской декларации саммита ОБСЕ от 2 декабря 2010 года «Навстречу сообществу безопасности в XXI веке».
Дальнейшему сотрудничеству способствовало и способствует решение от 23 июля 1998 года о создании Центра ОБСЕ в Казахстане. На этот Центр возложены обязанности по содействию в реализации принятых республикой обязательств по международным документам ОБСЕ. 21 июня 2007 года Центр переименовали в Центр ОБСЕ в Астане.
Активное участие Казахстана в важных мероприятиях этой международной организации в течение более чем 29 лет пребывания страны в его рядах укрепляет взаимное сотрудничество Казахстана и ОБСЕ. В качестве Председателя ОБСЕ Казахстан организовал, принимал участие в организации и проведении немалого числа значимых и полезных мероприятий. Статус Действующего Председателя Республики Казахстан в ОБСЕ и реализация ею функций этой знаковой европейской организации стало беспрецедентным, историческим явлением не только для Казахстана, но и для стран центрально-азиатского региона, СНГ, тюркского мира. Следует подчеркнуть, что Казахстан вступил на должность Председателя ОБСЕ как авторитетная региональная держава, как лидер мировых процессов нераспространения ядерного оружия и налаживания диалога межцивилизационного, межрелигиозного характера, как стабильное государство в постсоветском пространстве, на территории которого в новейшей истории не было внутригосударственных и внешних конфликтов и войн.
Страна обрела значительный опыт в деле руководства межгосударственными организациями. Кроме осуществления руководящей работы в ООН, ОБСЕ, Республика Казахстан в качестве председателя СНГ (в 2015 году), ОИС (Организации исламского сотрудничества, с июня 2011 по июнь 2012 года), Шанхайской организации сотрудничества (с июня 2010 по июнь 2011 года), СВМДА (Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в 2002-2010 годах, с 2020 года по настоящее время) обогащала их деятельность новыми идеями и направлениями.
Первым Президентом Республики Казахстан было инициировано и создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который создан и функционирует примерно также, как и ОБСЕ, но только на террритории азиатского континента. Сегодня эта азиатская международная организация, в рядах которой находятся 27 государств Азии, превратилась в серьезный фактор международных отношений в Азии, усиливая тем самым взаимодействие и доверие на данном континенте. Этому содействуют принятые в его рамках при участии Казахстана такие международные документы организационно-политического характера, как: Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками СВМДА 1999 года, Каталог мер доверия СВМДА от 22 октября 2004 года, Алматинский акт — итоговый документ Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии от 25 июня 2006 года, Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии от 15 июня 2019 года «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» и другие акты.
Хотелось бы, чтобы в перспективе на платформе европейской ОБСЕ и азиатской СВМДА была создана единая трансконтинентальная система безопасности и сотрудничества во взаимоотношениях народов обоих континентов.
Особого внимания заслуживает история вхождения Казахстана в международную экономическую организацию – во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку процесс вхождения в нее растянулся на 19 лет. Казахстан проявил упорство в достижении этой цели и добился своего. Процесс присоединения к ВТО Казахстан начал посредством подачи официального заявления об этом от 29 января 1996 года. В феврале того же 1996 года он получил статус наблюдателя при ВТО и тогда же создали Рабочую группу по вступлению Казахстана в ВТО. Со своей стороны Казахстан создал Межведомственную комиссию по вопросам ВТО. В июле 1996 года Казахстаном на рассмотрение членов Рабочей группы был направлен Меморандум о внешнеторговом режиме. Перед вступлением в ВТО Казахстан внес изменения по вопросам технического регулирования, в сфере санитарных и фитосанитарных мер в более чем в 50 своих законодательных актов, а также произвел изменения в ранее заключенных им 10 таможенных, экономических соглашениях по линии Таможенного союза. После подписания Протокола о присоединении 27 июля 2015 года страна 30 ноября 2015 года официально стала 162 членом ВТО.
Хотя Казахстан уже шестой год считается членом ВТО, на сегодня для республики все еще действуют переходные периоды в сфере торговли и услуг. Потребитель сможет почувствовать соответствующий эффект от вступления страны в ВТО, когда истекут сроки всех этих переходных периодов, последние из которых должны завершиться в 2022 году, в течение которых Казахстан должен выполнить все договоренные обязательства. Нашим товаропроизводителям нужно быть готовым к тому, чтобы конкурировать на равных с предпринимателями других стран-членов ВТО на рынках Казахстана. Банки Казахстана также должны быть готовы к встрече с филиалами мощных западных банков, которые захотят зарегистрироваться на территории Казахстана. Ожидаются в этой связи сложности, банкротства (для этого отечественным бизнесменам и банкирам предоставляется период в 5-7 лет с тем, чтобы они приобретали высокие профессиональные умения, навыки в своих сферах), но это должно положительно сработать на качество отечественных товаров и услуг. Будем жить по соответствующим меркам реальных рыночных стран.
5 государств Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан встретились в 1996 году в Шанхае, чтобы решить в договорном формате вопросы по укреплению доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе государственных границ. В последующие годы членами ШОС стали Узбекистан, затем Индия и Пакистан. Хартия ШОС от 6 июня 2002 года стала учредительным документом этой организации.
Казахстан считал, что необходимо обеспечивать дальнейшее институциональное укрепление ШОС, развивать потенциал организации в сфере безопасности, сотрудничества. В этой связи представители Казахстана принимали активное участие в разработке и принятии таких международно-правовых документов, как: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 года, Соглашение между государствами — членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 17 июня 2004 года, Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС от 16 августа 2007 года. Государства-члены, в том числе Казахстан, выстроили эту международную организацию так, благодаря чему ШОС не является военным блоком и замкнутым альянсом, не направлен против кого-либо, а представляет собой открытую организацию международного сотрудничества. Это вытекало, в частности, из сформулированных государствами-членами основных задач ШОС: поддержание мира, безопасности в регионе, а также развитие торгово-экономического сотрудничества внутри организации и за ее пределами.
Исходя из необходимости развития дальнейшего взаимного экономического сотрудничества, Казахстан выдвинул идею создания Энергетического клуба ШОС и она была реализована. Поскольку в центрально-азиатском регионе вопросы водопользования требовали своего международно-правового урегулирования, во время Бишкекского саммита ШОС Казахстан предложил определить рациональные подходы по оптимальному использованию трансграничных рек. Исходя из необходимости улучшения положения в Афганистане, Казахстан принимал участие в оказании содействия в решении вопросов социально-экономического, а также политического восстановления данной страны. Координирующим органом с 2006 года стала контактная группа под названием «ШОС – Афганистан». Международно-правовая суть этой организации состоит в том, что она всегда намерена использовать ненасильственные методы в решении своих задач и возникающих проблем. Это видно из того, что с самого начала ШОС создавалась как организация, которая отвечала за договорно-правовое оформление пограничных вопросов в целях обеспечения безопасности и стабильности в регионе ШОС. Можно предположить, что в перспективе ШОС может трансформироваться в интеграционное объединение типа АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии).
В рамках данной статьи мы решили проанализировать вопросы 30-летнего сотрудничества Республики Казахстан с универсальными, трансконтинентальными, наиболее значимыми межгосударственными организациями, которые заняты преимущественно решением вопросов мира, глобального сотрудничества и безопасности.
Сарсембаев Марат Алдангорович
доктор юридических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
© 2016 Человек и Закон. Все права защищены
Design by SKT