В 1991 году Казахстан встал на рельсы самостоятельного, независимого государства. Почти за 30 лет суверенитета в нашей стране произошли кардинальные изменения, которые коснулись всех отраслей жизнедеятельности.
Самое важное событие за почти три десятка лет – делимитация и демаркация границ. Три года назад Казахстан завершил этот значимый процесс с Туркменистаном и Кыргызской республикой. На сегодняшний день общая протяженность границы РК – около 13400 км. Самая длинная делимитация нашей страны – с Российской Федерацией. Далее – с Узбекистаном, Китаем, Кыргызстаном и Туркменистаном. По информации Комитета геодезии и картографии Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, вопросами демаркации в нашей стране занимается РГКП «Казгеодезия», которое проводит полевые демаркационные работы. Сначала производится топографическая съемка или аэрофотосъемка местности, после чего составляется крупномасштабная топографическая карта пограничной полосы. Затем устанавливаются пограничные знаки (столбы, проволочные заграждения и т.п.) и определяются их топографические (геометрические) координаты. Пограничные знаки нельзя перемещать произвольно, граничащие государства обязаны следить за их состоянием.
Говоря о границах нашей страны с другими странами, нужно отметить дружеские отношения Казахстана с соседними государствами. Вообще, для РК характерно выстраивать уникальную модель взаимопонимания и дружбы. Тому доказательство – этноконфессиональная политика, заложенная еще первым президентом республики – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Как однажды писала эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Фонда Нурсултана Назарбаева Айман Жусупова, этноконфессиональная политика страны приобретает особое значение в контексте полиэтничности и конфессиональной неоднородности казахстанского общества. При этом она отмечала, что ключевые идеи этнополитики были сформулированы на заре независимости Казахстана в мае 1993 года Елбасы. Они основаны на сохранении межнационального согласия, этнического разнообразия, равноправия граждан независимо от этнической принадлежности, а также на воспитании должного патриотизма. Подчеркивалось, что патриотическое воспитание подразумевает формирование у каждого гражданина четкого самоопределения и самоидентификации. Важно подчеркнуть, что важнейшим элементом политики Казахстана в области межэтнических отношений является единство через многообразие. И здесь нужно сказать об уникальной Ассамблее народа Казахстана, которая по сей день работает кроме всего прочего во благо сохранения добрых отношений между разными представителями этносов.
К слову, на заре независимости некоторые международные эксперты говорили, что полиэтническое общество Казахстана приведет к расколу. К счастью, прогнозы эти не сбылись. Вообще, когда РК зарождалась как самостоятельное государство многие воспринимали ее страной, удаленной от морей, обремененной экологическими проблемами.
В воздухе витали разговоры, что под давлением мощных соседних государств Казахстану вряд ли удастся обрести полную самостоятельность. Однако, радикальные реформы во всех сферах способствовали развитию рыночных отношений и интеграции Казахстана в мировую экономическую систему, созданию новой налоговой системы и современной банковской инфраструктуры, становлению отечественного бизнеса и новым экономическим возможностям в сельской местности. Убедительным свидетельством авторитета Казахстана на международной арене является избрание нашего государства непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах. Центральная Азия будет представлена в Совете Безопасности впервые в своей истории, и наше членство – это шанс привлечь внимание Совета Безопасности к вопросам региональной безопасности.
По словам дипломата Ерлана Идрисова, ясное видение президента-основателя Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, как сделать нашу страну экономически конкурентоспособной и демократически зрелой нацией, побудило казахстанскую внешнюю политику развиваться в соответствии с двумя основными принципами: «Во-первых, принятие сбалансированной модели внешней политики, основанной на открытости по отношению к внешнему миру и продвижении равных, уважительных и взаимовыгодных отношений со всеми нашими партнерами, ближними и дальними. Во-вторых, взять на себя роль ответственного и пользующегося доверием гражданина мира, стремящегося внести свой вклад в глобальную безопасность и прогресс».
Самое главное достижение нашей республики – закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Благодаря такому решению, Казахстан продемонстрировал всему миру важность ядерного разоружения и сохранения безопасности. Для Казахстана это был решительный шаг к подлинному суверенитету и независимости. Для народа Казахстана ядерное оружие и радиация не были далекой теорией. Всего на территории нашей страны произведено почти 500 атмосферных, наземных и подземных испытаний военного и так называемого «мирного назначения». В конце августа исполняется 30 лет, как казахстанская земля перестала быть опытной площадкой, что безусловно положительно сказалось на многих фактора, в том числе и на экологии.
Таким образом, за почти три десятка лет суверенитета Казахстан прошел большой путь становления. За это время определены четкие границы государства, создан уникальный институт по построению дружеских отношений между этносами. Наша страна известна на мировой арене, с ней считаются. Важный шаг – отказ от ядерного оружия и закрытие Семипалатинского полигона. Сделано немало, впереди новые рубежи, а значит новые достижения.
Насихат Оркушпаева