Реорганизация электронного правительства РК, хорошо ли это или плохо?

Одной из главных тем последнего месяца была новость о реорганизации электронного правительства Казахстана с заменой на электронную платформу российского холдинга «СБЕР».
Крайне символично, что в год 30-летия независимости РК, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и председатель правления российского холдинга Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан и переходу к платформенной модели российского образца. В церемонии подписания в режиме онлайн также приняли участие президент России Владимир Путин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
В обществе же эту новость встретили очень мягко говоря «критично». IT-эксперты, гражданские и политические активисты даже разразились гневными тирадами в адрес правительства и особенно Министра цифровизации Багдата Мусина о безосновательности данной идеи и откровенном подрыве цифрового суверенитета РК.
В чем же заключается подвох и почему все откровенно против?
IT-эксперты ссылаются на подрыв «цифровой независимости» и нарушение Закона РК «О национальной безопасности», где черным по белому написано о недопущении передачи важных государственных функций и цифровых элементов, в виде баз данных в частные либо иностранные руки. Помимо этого, сомнению подвергается выбор именно российского контрагента. Со слов также казахстанских IT-экспертов, в нашей стране уже имеются сильные отечественные игроки, способные разработать аналогичные системы. Многие приводили в пример АО «Kaspi Bank» за разработку успешного и очень удобного мобильного приложения, ставшего лидером в РК по интернет-банкингу. Другие примеры были связаны с BTS Digital и IT-холдингом «ChocoFamily». Если же смотреть масштабнее и выбирать помимо прочего среди иностранных поставщиков, то вопросов становится еще больше.
Почему не было проведено открытого тендера с приглашением крупных иностранных разработчиков: западных, японских, корейских, китайских или арабских? Например, разработка электронного правительства США обошлась бюджету в сумму не более 50 миллионов долларов. Помимо этого, американское электронное правительство признано одним из самых лучших в мире по обзору UN E-Government Survey ООН.
Отдельного внимания заслуживает критика со стороны общественных деятелей касательно участия в проекте BTS Digital, поскольку его материнской компанией является холдинг ERG, имеющий крупные финансовые долги перед российскими банками. В частности, перед Сбербанком и ВТБ. Данная критика повсеместно стала набирать обороты после опубликования текста Меморандума со СБЕРом.
Из текста опубликованного меморандума следует, что стороны действительно договорились о совершении сделки. В качестве стратегического партнера со стороны Казахстана определено ТОО «BTS Digital», а оказание сервиса платформы GovTech на трехлетний период с последующей пролонгацией министерство цифровизации возложило на АО «НИТ».
В меморандуме также говорится, что АО «НИТ» и ПАО «Сбербанк» заключат соглашение о займе, предусматривающее предоставление кредитной линии в пользу АО «НИТ» в размере до 500 миллионов долларов США. При этом кредит выдается в российских рублях «в срок до конца первого квартала 2022 года в случае своевременного предоставления всех необходимых документов в сторону ПАО Сбербанк». Заём предоставляется под государственную гарантию Республики Казахстан. Также в рамках меморандума Сбер обязуется передать платформу GovTech АО «НИТ».
Акционерное общество «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ») позиционирует себя как крупнейшая компания на рынке информационных технологий Казахстана. Компания создана в 2000 году постановлением правительства и с 2008 года, является дочерней организацией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».
Причем здесь Кремль и почему вопрос скорее политический нежели технический?
Эксперты считают, что отдавать платформу всего госуправления СБЕРу с точки зрения национальной информационной безопасности однозначно опасно и Кремль может пользоваться угрожающей нацбезопасности информацией о Казахстане через СБЕР, контролируемый правительством РФ. Их тревожит факт того, что Россия и ее агрессивная внешняя политика, толкают к намерению заниматься развитием цифровых коммуникаций Казахстана в своих интересах.
Эксперты отдельно упоминают сомнения, которые выражал Кремль относительно независимости и территорий, все это выглядит как попытка запугивания с целью продавить интересы российских бизнес-элит. Не секрет, что через информационные нападки следили за настроениями казахстанцев, а сейчас нагло пропихивают свои сервисы и услуги. Правительство Казахстана теперь планирует выплачивать сотни миллионов долларов СБЕРу. Получается, что через информационную агрессию и политическое давление поддерживается российский бизнес. Плюс поддержка «Росатома» через строительство АЭС в Казахстане. Все это и вызывает в обществе открытые реакции на инициативы государства и российского бизнеса.
Нужно ли модернизировать электронное правительство в целом?
Да, ответ, однозначно нужно. Электронное правительство РК действительно занимает ряд успешных мест в рейтингах электронных правительств, однако собственных сил на разработку крупных платформ с нуля у Казахстана на сегодняшний день нет. Многие эксперты сходятся во мнении, что государству на ранних этапах следовало поддерживать IT-специалистов и их начинания для поднятия отечественной IT-отрасли по примеру Украины, России и Белоруссии.
Сегодня правительство исходит скорее из текущих реалий и появление государственной платформы на базе иных иностранных электронных платформ ждать скорее всего не придется.

Тимур Башимов