Развитие партийной системы в Казахстане

Конституция Казахстана гарантирует политические права граждан. Статья 5 устанавливает, что «1. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. 2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов. 3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. 4. В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.» В этой конституционной норме все четко обозначено.
В Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий: Нур Отан, Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», Политическая партия «Адал».
Многопартийность, наличие многобразия политических мнений в современном мире рассматриваются — как базовые принципы демократической организации общества. Роль политических партий поэтому важна, поскольку именно они выступают механизмом, связывающим институты государства с институтами гражданского общества.
Казахстан, провозгласивший себя демократическим государством, с первых лет своей независимости сформировал и развивает свою партийную систему, значительно активизировав процесс ее дальнейшей трансформации в последнее время. Национальный совет общественного доверия (НСОД), который Президент возглавил лично, с самого начала своей деятельности играет ключевую роль в процессах генерации и реализации новых политических, экономических и социальных реформ. На его площадке проходит серьезный обмен мнениями по разным вопросам развития страны между представителями государства и общественности.
Усилилась созидательная основа политического процесса, плюрализм становится нормой жизни и развитием человеческого капитала.
Был принят Конституционный закон РК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 25.05.2020 г. Им была установлена 30%-я квота для женщин и представителей молодежи в возрасте 18-28 лет в избирательных партийных списках. Аналогичные поправки были внесены также в Закон РК «О политических партиях». При этом данное нововведение уже начало действовать на практике в ходе выборов депутатов Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней, прошедших 10 января 2021 г. Закон РК «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 25.05.2020 г., предусматривает снижение регистрационного барьера для создания политических партий с 40 тыс. до 20 тыс. человек. Посредством введения института парламентской оппозиции впервые в казахстанском законодательстве получила свое отражение и, как следствие, легализацию оппозиция, являющаяся одним из важных акторов политической жизни развитых стран мира. При этом оппозиционным партиям, представленным в Мажилисе Парламента РК, гарантируется занятие должностей председателя одного и секретарей – двух постоянных комитетов палаты. Они также получили право инициировать в течение одной сессии проведение парламентских слушаний и определять повестку дня правительственных часов не менее одного и двух раз соответственно. Статус парламентской оппозиции приобрели Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и Народная партия Казахстана, представленные в нижней палате законодательного органа 12 и 10 депутатами соответственно.
Таким образом, политические инициативы Президента РК Касым-Жомарта Токаева стали развивать политическую систему страны, работу политических партий, это стало свидетельством последовательности и непрерывности заявленной им повестки на проведение новых преобразований в разных сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства.
Проведены прямые выборов акимов сельских населенных пунктов. Для обеспечения реализации этой меры приняты Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 25.05.2020 г. и Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выборов» от 25.05.2020 г. Основными моментами данных законов являются: введение выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, избираемых непосредственно гражданами из числа жителей данных административно-территориальных единиц, предоставление права выдвижения кандидатов в акимы рассматриваемой категории: — политическим партиям из числа своих членов; — гражданам в порядке самовыдвижения при условии последующей поддержки не менее 1% от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, имеющих право голосовать.
Как указал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «Одна из главных реформ в Казахстане – политическая модернизация. Основной принцип этой модернизации – реализовать все изменения эволюционным путем, опираясь на общенациональный диалог и согласие. Первая часть прошлогодних политических реформ предоставила партиям новые возможности и дала толчок демократическому развитию страны. Прошедшие выборы положительно повлияли на повышение политической конкуренции… Но мы не должны останавливаться на этом.»
В третий пакет реформ вошли меры 1. Снижение порога прохождения в Мажилис Парламента для политических партий с 7% до 5%. 2. Введение графы «Против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней. Обе эти меры уже нашли свое отражение во вступившем в силу 25.05.2020 г. Конституционном законе РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». 3. Введение выборности районных акимов.
Реформы Президента отличаются масштабностью, отражающей актуальность и значимость проведения политических и иных преобразований в интересах дальнейшего развития страны, обеспечения устойчивости государства и укрепления общественного согласия через постоянный диалог власти и общества, совершенствованияе законодательства о выборах, политических партиях, местном государственном управлении и самоуправлении, а также мерах по защите прав и свобод человека, развития общественного контроле.
Политические партии стали шире привлекаться к разработке и обсуждению проектов концепций, законов и подзаконных актов, разработанных и принимаемых в интересах реализации рассматриваемых инициатив Главы государства. В обозримом будущем следует ожидать озвучивание и реализацию новых политических инициатив в рамках очередных пакетов реформ.

Олег Тихонов