29 июня 2020 года Президентом Казахстана подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — “АППК”) и сопутствующий закон о внесении изменений и дополнений в различные законодательные акты РК.
АППК введен в действие с 1 июля 2021 года. С этой же даты утратили силу Законы РК “Об административных процедурах” и “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”, прекратил свое действие ряд норм ГПК РК, включая главы 27-29, нормы других кодексов и законов.
Новый кодекс представляет собой достаточно уникальный законодательный акт, регулирующий порядок осуществления административных процедур, внутренних административных процедур государственных органов, а также порядок разрешения споров в сфере публичных правоотношений.
Согласно АППК административные процедуры и административное судопроизводство будут осуществляться на основе единых принципов:
— принцип приоритета прав, что все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры;
— запрет злоупотребления формальными требованиями, т.е. административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством;
— охрана права на доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами;
— активная роль суда, т.е. суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.
В рамках административного судопроизводства истцы могут обращаться в суд с искам, об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в части, о принуждении, по которым истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица, о совершении действия, по которым истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта, а также о признании наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.
Кодекс нацелен на регулирование общественных отношений в сфере административных процедур, в том числе организацией внутри ведомственной деятельности государственных органов и административной юстицией по разрешению споров в сфере публичных правоотношений.
Административная юстиция – это правовой институт судебной защиты, восстановлении нарушенных прав, свобод граждан, законных интересов юридических лиц и других организаций, путем осуществления контроля за соблюдением законности в системе государственного управления, т.е. особый процессуальный порядок рассмотрения и разрешения публично-правовых (административно-правовых) споров, возникающих из управленческих отношений.
Основной задачей административной юстиции является охрана прав и свобод граждан от незаконных действий административных органов.
Административное судопроизводство осуществляться специализированными межрайонными и приравненными к ним административными судами.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 января 2021 года образованы специализированные межрайонные административные суды и с 1 июля 2021 года по стране работают новые специализированные суды из компетентных, подготовленных судей, прошедших обучение.
В административном судопроизводстве, применяются положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее ГПК), но с особенностями, которые предусмотрены в АППК.
Наряду с общими конституционными принципами введены абсолютно новые принципы административной юстиции, такие как пределы осуществления административного усмотрения, охрана права на доверие, запрет употребления формальными требованиями, соразмерность и другие.
В рамках административного судопроизводства стороны, одной из которых выступает орган публичной власти, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, а с другой стороны физическое или юридическое лицо изначально находятся не в равном положении. В связи с этим, для исключения данного неравенства введен принцип активной роли суда, суть которого сводится в активном участии суда в административном судопроизводстве и направлен на поддержание баланса между сторонами и обеспечения им равных возможностей.
Именно поэтому особенностью административного процесса является возложение бремени (тяжести) доказывания на ответчика, то есть административный орган обязан доказать свою правоту, что им принят законный и обоснованный административный акт либо совершено административное действие (бездействие) или иначе можно сказать предусмотрена презумпция виновности административного органа. А истец должен только доказать вне зависимости от поданного иска, время когда он узнал о нарушении его прав и понесенные им убытки.
Также стоит отметить, что истцу, перед тем как обратиться в суд с иском, необходимо обжаловать действия административного органа, принявшее оспариваемый административный акт в вышестоящий орган, путем подачи жалобы именно в орган, принявший решение.
Это еще раз доказывает, что с введением действие указанного Кодекса ожидается установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и в суде, а также закрепление набора гарантий, которые реально позволят принимать участие в процессе принятия управленческих решений.
Административное дело возбуждается на основании иска, то есть предъявлением иска дело считается принятым к производству суда.
До начала судебного разбирательства судья, которому распределен иск, производит действия, распоряжения, которые необходимы для разрешения дела по существу и назначает предварительное слушание.
В предварительном слушании, суд разрешает, в каком производстве рассматривать иск, так как судебное разбирательство дела может быть как устным, так и письменным, но только по согласию сторон.
Новым Кодексом сокращены стадии, как прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения, отказ в принятии иска.
Судья военного суда Акмолинского гарнизона А.Батырханов