Ведь цель разработки национального проекта – это повышение качества образования обучающихся всех уровней образования. Задачами проекта являются обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения, повышение качества среднего образования: сокращение разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами Казахстана, обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой, обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием и повышение конкурентоспособности казахстанских ВУЗов.
Если предметно, то хотелось остановиться на необходимости повышения качества юридического образования в Казахстане. Эти вопросы обсуждали на многих площадках, в том числе и на заседании экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте РК, Сенате Парламента Казахстана. Коммерциализация образования, погоня за деньгами, притом огромными, привела однозначно к потере качеству юридического образования, да и образования в целом. Главное — плати, получи диплом – «а там хоть трава не расти». За эти годы подготовлено более миллиона юристов, а все без толку, а знаний только у части, кто хотел их сам получить.
Было время почти 200 вузов готовили юристов. Помнится в 2003 году, когда работал директором административно-правового департамента Министерства образования и науки, я говорил министру, что нужно закрыть 90% этих вузов, потому что открывали чуть ли не в каждой деревне. Обоснование вытекало из закона «О национальной безопасности», где четко указано, ухудшение качества образования, то есть неполучение необходимых для юриста знаний – есть угроза национальной безопасности.
Виной ситуации были огромные деньги, вращающиеся в этом секторе. И некоторым руководителям было не до качество образования, и на конституционную безопасность. А ведь юристы — это основа государства, основа верховенства права, Конституции, как Основного закона страны. Плохой, безграмотный юрист своим незнанием будет подрывать веру человека в Конституцию, в ее ценность, в справедливость, равенство, в права человека, в общественную нравственность. Будет давать некомпетентные предложения, ответы, оформлять документы, будет обманывать, мошенничать, обходить законы.
Сейчас конституционное право, теорию права фактически не изучают в вузах, только в некоторых. Тогда о чем речь? Незнания принципов Конституции. И много вообще ненужных предметов для подготовки правоведа, которых надо «убрать».
Часто сталкивался в государственных органах с юристами, которые не знают принципов и норм Конституции, «нулевой уровень». И думал, а ведь какой урон они наносят нашей стране, к примеру, при обсуждении законопроектов. Ведь принимаются и законы в обход Конституции Казахстана. А какой безграмотные юристы урон наносят работая в правоохранительных органах и других?
Во многих вузах преподавательский уровень – это уровень колледжей. Это реальность. Классификатор составлен безграмотно. В законе указано, что нужно присваивать научную степень доктор по специальности, то есть делать «вторую защиту», как в Германии, Узбекистане, у нас нет. Когда будет «хабилитация», то есть когда с годами после получения степени PhD, ученый развивается, вносит научный, именно научный вклад, выпускает учебники, защищается -тогда и наука будет двигаться. А до тех пор PhD будет считаться магистром, неполноценным ученым, недооцениваться ученой средой.
Надо отдать должное министру Асхату Аймагамбетову, что поднял зарплаты профессорско-преподавательскому составу подведомственных вузов. Там где есть госзаказ, ректора тоже должны поднять зарплату, но руководители специально «тормозят». Госзаказы МОНа получают, а зарплату преподавателям платят низкую, где-то «нищенскую». Наживаются сами.
Многие доктора юридических наук, профессора Сергей Ударцев, Раиса Юрченко, Марат Сарсембаев, Есберген Алауханов, Еркин Онгарбаев, Марат Башимов, Сауле Амандыкова, Айсана Сман, Светлана Жаркенова, Ермек Абдрасулов и другие часто высказывались о проблеме юридического образования и путях их повышения.
Предложили закрыть подготовку в непрофильных вузах, сделать рейтинг именно юридических факультетов в развитых странах. Рейтинг не вузов, а именно факультетов. Чтобы люди не обманывались. Знали, где «халтура». Увеличить государственно-правовые дисциплины, квалифицированное и компетентное преподавание на государственном языке.
Необходим реестр, где указано, как специализируется юрист, чтобы было все прозрачно и открыто, доступно для граждан. А то у нас юристы «хватаются» за все без определенных полноценных знаний, что вызывает смех у юристов других стран и недовольство населения страны. В общем, вопросы получения качественного, полноценного юридического образования остаются и их необходимо в срочном порядке решать, понимая, что без этого также трудно обеспечить верховенство права, принципов Конституции, движение вперед к демократическим ценностям, к построению «справедливого общества и эффективного» государства, провозглашенного Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Этому как раз и способствует Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», который должен поднять качество образования.
Марат Башимов