«Слышащее государство» – это конституционные реформы и ориентиры «Нового Казахстана» и «Второй Республики»

Все инициативы Президента по внесению изменений в Конституцию своевременны и актуальны. Их ждет общество, они дают надежду на будущее. Но реально ли некоторые нормы Конституции, повторюсь именно нормы, а не принципы, внесенные за последние годы, соответствуют доктрине естественных прав человека и принципам равенства и справедливости? Конечно, нет. Сейчас уже всем понятно, что некоторые нормы Конституции были искажены и вместо необходимых для защиты конституционных прав граждан, вносились недемократические нормы, укрепляющие авторитаризм, исключительность, вождизм, олигархат, теневую экономику и многое другое. Президент Касым-Жомарт Токаев провозгласив концепцию «слышащего государства», курс на построение «справедливого общества и эффективного государства» укрепил веру народа именно в будущее и фактически стал на деле реализовывать забытые всеми основные и понятные всем принципы Конституции, как «равенство, справедливость, приоритет прав человека». Это стало его важным государственным постулатом. А два года страшного коронавируса напрочь изменили сознание людей, ставших обостренно воспринимать любые факты коррупции и несправедливости, и ставших больше ценить свою жизнь и свободу. Но эта демократическая повестка, конечно же, не понравилась многим, олигархату и всем тем, кто хотел и дальше наживаться и пользоваться теми же благами при «обнищавшем» народе. Январские события только подтолкнули к понимаю того, что без коренных изменений в конституцию нового Казахстана, будущего не будет. Главой государства было сказано, что «мы должны открыто говорить о существующих проблемах и вместе искать оптимальные пути их решения».
Провозгласив концепцию «Слышащего государства», Президент как раз таки больше узнал о проблемах общества и потребностях в конституционных изменениях.
Весь пакет предложенных конституционных изменений, который скоро станет реальностью, должен изменить политико-правовое пространство, избавиться от многого искусственно сдерживаемого. Созданная рабочая группа под председательством заместителя руководителя Администрации Президента Ержана Жиенбаева, его заместителя – министра юстиции Каната Мусина, за короткий промежуток времени многое сделала.
Самое главное, в Конституции есть доктрина естественных прав человека. Важно и необходимо, чтобы быстро заработали новые правозащитные институты, такие как Конституционный Суд с правом обращений туда Уполномоченного по правам человека и Генпрокурора, заработала система выборов граждан, которые не принадлежат к политическим партиям. Важно наличие большего числа партий в парламенте, чтобы выборы прошли честно и справедливо, без подтасовок, чтобы публично, а не келейно, Мажилису отчитывались такие контрольные органы по финансам как Высшая аудиторская палата, прозрачно проводился отбор судей – Высший судебный совет и т.д.
Это постепенный переход к реальной президентско-парламентской форме правления и уход от так называемой «суперпрезидентской» системы управления, ориентированной на сверхконцентрацию полномочий, уже утрачивающей свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений.
Отсюда и посыл главы государства: «перед нами стоит задача укрепить роль Парламента, что станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства». У нас есть четкий образ будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом. Мы должны воплотить в жизнь ключевую формулу нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство». Парламент должен эффективно осуществлять свой парламентский контроль в любой сфере – бюджетной, в сфере исполнения законов, прав человека и т.д.
Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. Касым-Жомартом Токаевым было прямо заявлено, что «сращивание партийных структур с государственным аппаратом крайне нежелательно. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства. Политическому доминированию нужно поставить надежный заслон. Тем самым мы избавим будущих лидеров страны от соблазна подмять под себя основные политические институты». И это соответствует Конституции и правовому статусу Президента, согласно которому он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства Конституции.
Рабочая группа сформулировала в проекте конституционных изменений положение о законодательном запрете на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента. И в Послании глава государства прямо указал, что «сегодня для всего общества стало очевидно, что именно монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях. Но важный урок «Трагического января» состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину. Непотизм, в какой бы стране он ни был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции. Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому считаю, будет вовсе не лишним закрепить данную норму в Конституции. Отказ от чрезмерных президентских полномочий станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране. Предлагаемые инициативы принципиально изменят «правила игры» и сформируют прочный фундамент дальнейшей демократизации нашего общества».
Рабочая группа сформулировала в проекте конституционных изменений положение и об обязательном выходе из партии руководителей и членов конституционных органов.
Последовательно сокращая полномочия Президента, реформы значительно укрепляют роль Парламента и тем самым повышают институциональную устойчивость государства. Рабочей группой сформулирована норма, предполагающая право Сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Это логично поскольку депутаты мажилиса непосредственно избираются народом, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и логично, чтобы и законы принимались там, соответственно и ответственность за них тоже за Мажилисом. Сенат может мотивированно не одобрить, но неодобрение преодолевается нижней палатой в 2/3 голосов.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу от 16 марта четко и однозначно акцентировал внимание на идее верховенства Конституции, защите и строгом соблюдении ее принципов, приоритете прав человека и гражданина. Глава государства прямо указал в послании, что «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны».
Этих конституционных изменений ждет общество и осталось немного времени, когда они усилят эффективность защиты конституционных прав наших граждан и будут дальше двигаться в сторону построения «справедливого общества и эффективного государства», к реальному «Новому Казахстану».
Это и есть реализация принципов «Слышащего государства»

Олег Тихонов