Путь обновления и модернизации Казахстана через обновление его Конституции

В настоящее время в казахстанском обществе идет обсуждение тех предложений Президента Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаева которые были выдвинуты в его Послании народу от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». В принципе я согласен с этими предложениями. Так, я разделяю предложение, высказанное в его Послании и прописанное в его Указе от 29 марта 2022 года «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» о необходимости закрепления в Конституции Республики Казахстан положение: «обязанность Президента Республики Казахстан прекратить членство в политической партии на срок исполнения президентских полномочий». Согласен и предложением о «запрете для близких родственников Президента Республики Казахстан на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей квазигосударственного сектора». Было бы желательно это положение распространить в отношении других руководящих лиц казахстанского государства.
Считаю необходимым одобрить предложение Президента внести в Конституцию страны следующее положение: «Усилить парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета, наделив Мажилис Парламента Республики Казахстан правом два раза в год заслушивать отчеты Председателя Высшей аудиторской палаты. Преобразовать Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета в Высшую аудиторскую палату». Полагаю, что Мажилис Парламента Республики Казахстан должен обращать особое внимание на расходные статьи ежегодных республиканских бюджетов: к примеру, если МФЦА не докажет целесообразность своего функционирования в части зарабатывания солидных доходов, то надо его лишить ежегодных миллиардных финансирований и поставить вопрос о целесообразности его существования. Также вношу предложение: государственный бюджет страны не должен финансировать какие бы то ни было фонды. И это надо закрепить в Конституции, поскольку страна сегодня нуждается не только в поддержании экономики, благосостояния народа, но и в существенном укреплении вооруженных сил и обороноспособности страны. Кроме того, у страны нелегкое финансовое бремя по выплате международным банкам миллиардных займов, которые Казахстан брал для строительства трассы «Западный Китай – Западная Европа», которая сегодня, как известно, особых доходов стране не приносит. В связи с ускоренным переходом Европы, которая пока покупает у нас нефть, на другие не связанные с нефтью виды энергетики, мы должны уже сегодня делать триллионные вливания в промышленность, транспорт, сельское хозяйство, в их цифровизацию, чтобы страна могла удержаться на плаву, когда нефтедоллары довольно скоро практически иссякнут.
Считаю целесообразным предложение Президента перейти «к смешанной избирательной системе для предоставления возможности избираться гражданам с введением императивного мандата для депутатов, избранных по мажоритарной системе: в Мажилис Парламента Республики Казахстан — 30 % депутатов по мажоритарной системе, 70 % по партийным спискам». В дальнейшем можно перейти к системе 50 процентов на 50 процентов, исходя из того, что большинство населения в партиях не состоит. Думается, в Конституции следует указать, что «Мажилис Парламента формируется на основе пропорциональной и мажоритарной избирательной систем». И чтобы через некоторое время не прибегать к еще одному изменению Конституции, процентаж в отношении этих двух систем целесообразно указать и изменять в казахстанском законе о выборах.
Одобряю мысль Президента страны: «Окончательное закрепление в Конституции нормы о том, что народ является собственником земли и природных ресурсов, будет иметь большое политическое значение, исключит любые разночтения в будущем». В этой связи логично направляемое в Конституционный Совет Республики Казахстан предложение Президента об изложении статьи 6 Конституции в следующей редакции: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». Тем самым мы отходим от нынешних положений этой статьи основного закона: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Изменив редакцию статьи 6 Конституции, мы тем самым приведем ее в соответствие со статьей 3 той же Конституции в которой говорится, что «единственным источником государственной власти является народ», что власть принадлежит всему казахстанскому народу. Все принципиальные вопросы, касающейся земли, вопросы границ и территориальной целостности государства должны решаться народом Казахстана на референдуме. Это положение должно быть внесено в статью 6 Конституции Республики Казахстан.
В завершение хотелось бы сказать о процедуре, суждения о которой мне представляются важными. Поскольку Конституцию Республики Казахстан принимал весь казахстанский народ на референдуме 30 августа 1995 года, следовательно, все предлагаемые сегодня изменения и дополнения в Конституцию должны быть также внесены только на основе референдума. Кроме того, предлагаю все изменения и дополнения, внесенные в данную Конституцию за последние 27 лет без референдума, вывести из Конституции, аннулировать устаревшие положения, а заслуживающие внимания положения вынести на референдум, на котором народ либо подтвердит, либо опровергнет их. Необходимо также вписать в текст Конституции на основе референдума положение о том, что впредь никакие положения об изменениях и дополнениях в Конституцию не могут быть внесены без референдума.
Почему я предлагаю руководствоваться референдумом как инструментом возможного внесения изменений и дополнений в Конституцию?
Во-первых, Конституция 1995 года была принята на общенародном республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Поскольку она была принята народом, только народ путем референдума может вносить соответствующие изменения и дополнения в нее.
Во-вторых, принципиальные вопросы о внесении изменений и дополнений в Основной закон государства должны вноситься, одобряться всем казахстанским народом путем референдума, поскольку референдум представляет собой средство обсуждения, согласования с народом важных вопросов общественного и государственного, экономического устройства страны, конституционных прав человека и гражданина. Референдумы нужны во избежание печальных январских (2022 года) событий впредь.
В-третьих, в развитых государствах конституции, как правило, изменяются достаточно редко. Если мы в нашу правовую систему норму о референдуме как единственном способе внесения изменений и дополнений в Конституцию, то и желания всякий раз изменять Конституцию не возникнет, а если возникнет, то по очень существенной причине. Такой подход стабилизирует Конституцию.
Вопрос о референдуме с моей подачи был обсужден примерно в этом ключе на онлайн-совещании экспертов 26 апреля 2022 года в присутствии представителей от Администрации Президента, Службы центральных коммуникаций, которые восприняли с пониманием приведенную выше аргументацию по референдуму.

Сарсембаев. М.А.
Доктор юридических наук,
профессор