В мире насчитывается 1 миллиард инвалидов, людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Конвенция о правах инвалидов призвана урегулировать проблемы живущих на Земле инвалидов, побуждать государства к принятию национальных законов для урегулирования проблем инвалидов на своей территории. Данный международно-правовой документ был разработан в Организации Объединенных Наций, принят Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, после чего начался процесс подписания и ратификации его государствами планеты. Данную Конвенцию подписали 164 и ратифицировали 185 государств: почти все члены ООН официально являются участниками данной Конвенции. Разнобой в цифрах объясняется тем, что некоторые государства не стали подписывать, а сразу ратифицировали ее. Она вошла в силу 3 мая 2008 года. Казахстан как государство-член ООН подписал Конвенцию 11 декабря 2008 года и ратифицировал ее 21 апреля 2015 года, поскольку в Республике Казахстан тогда насчитывалось примерно 600 тысяч инвалидов, ставших таковыми в силу различных причин, проблемы которых надо было решать. Сегодня в Казахстане проживают 705 тысяч 500 инвалидов. Это составляет 3,7 процента по отношению к 19-миллионной численности проживающих граждан в Казахстане. Если сравнивать с мировым показателем (14 процентов об общего населения Земли), казахстанский показатель инвалидности является низким. Но это не может стать поводом для самоуспокоения. Мы можем и должны довести этот показатель до очень низкого уровня. Есть 3 направления снижения этого показателя: 1)профилактика инвалидности; 2)совершенствование лечебного дела и компьютеризации протезного дела; 3)совершенствование исследований в биотехнологиях.
В правовом поле Казахстана по вопросам урегулирования прав инвалидов функционируют 2 закона: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите прав инвалидов в Республике Казахстан» и Закона от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью». Из Таблицы с обоснованиями введения изменений и дополнений в 75 законодательных актов Республики Казахстан по вопросам инвалидности на 230 страницах видно, что разработчики хотели бы заменить термин «инвалид» на термин «лицо с инвалидностью». Именно этому вопросу за небольшим исключением посвящена практически вся Таблица. В обоснование такой замены разработчики данного проекта закона в отношении почти каждого из 75 казахстанских законов заложены следующие строки: «Предлагается слово «инвалид» заменить на «лицо с инвалидностью», обозначив сначала человека, а уже потом особенности развития его организма. Принятие данной нормы позволит обеспечить соблюдение принципа недискриминации в отношении лиц с инвалидностью и выполнение рекомендации спецдокладчика ООН К.Д.Агилар по устранению уничижительных формулировок или терминов, используемых в отношении лиц с инвалидностью».
Рекомендация специального докладчика ООН по этому вопросу является несерьезным основанием для замены термина «инвалид» на термин «лицо с инвалидностью». Такая замена по логике практически ничего не решает: в обоих случаях фигурирует слов «инвалид». Законодательное принятие термина «лицо с инвалидностью» будет просто отягощать документальную работу, замедлять, порождать дополнительную волокиту в деятельности многочисленных государственных и неправительственных учреждений республики, занимающихся проблемами инвалидов. Законодатель Республики Казахстан должен опираться на международную Конвенцию о правах инвалидов (именно так прописано на русском языке – одного их 6 мировых языков), название и содержание которой аутентичны (равны, одинаковы) названиям на английском и иных мировых языках), которую Республика Казахстан официально подписала и ратифицировала. В этой связи Казахстан в своем законодательстве должен руководствоваться только термином «инвалид». Если К.Д. Агилару так хочется пожонглировать терминами, он должен с обоснованиями обратиться в Генеральную Ассамблею ООН, убедить представителей 197 государств-членов ООН, ГенАссамблею в целом в необходимости замены термина «инвалид» на другой термин в тексте Конвенции по правам человека, добиться того, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по этому поводу, а также того, чтобы государства ратифицировали эту поправку, чтобы она вошла в силу. И только тогда, когда казахстанское государство ратифицирует эту поправку, только в этом случае казахстанский законодатель приобретет право на замену термина «инвалид» на другой принятый на уровне ООН и государствами термин.
Но в этой Таблице есть ряд положений, заслуживающих внимания. Так, пункт 7 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», содержащий в себе определение понятия «инвалид» как «лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты» разработчики проекта закона предлагают усовершенствовать это предложение следующим образом: «7) лицо с инвалидностью — лицо, которое ограничено в одной или более видах жизнедеятельности, и не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности самостоятельной личной или социальной жизни вследствие физических, психологических, сенсорных, культурных, законодательных и иных барьеров, которые не позволяют ему, быть интегрированным в обществе на таких же основаниях, как и другие члены общества». Редакция этого определения вполне прилична и может быть внесена в этом виде в статью 1 Закона о социальной защите инвалидов с термином «инвалид» вместо термина «лицо с инвалидностью». А вот определение понятия «ребенок-инвалид» практически не отличается от определения понятия «инвалид», поэтому представляется нецелесообразным такое повторение. Вот здесь было бы целесообразно объединить эти 2 определения в одно, обозначив в нем отличительную возрастную особенность детей-инвалидов «до 18 лет». Но удивительно то, что в Конвенции о правах инвалидов нет развернутых, полных определений содержания понятий «инвалид», «женщины-инвалиды», «дети-инвалиды». В этом смысле казахстанский законодатель оказался на высоте положения.
Сравнительный анализ Конвенции о правах инвалидов и Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» показал, что казахстанский закон не в полной мере защищает права инвалидов. Конечно, было бы целесообразно разработать и принять новый казахстанский закон «О правах и свободах инвалидов в Республике Казахстан» с максимальной приближенностью его положений к положениям Конвенции о правах инвалидов. При таком раскладе мы могли бы утверждать, что международная конвенция и казахстанский закон достаточно тождественны, что позволяло бы более полно и эффективно реализовывать нормы ратифицированной Казахстаном Конвенции о правах инвалидов на всей территории республики.
Но пока этого не происходит, поэтому мы будем продолжать сравнивать Конвенцию с функционирующими законами страны об инвалидах. Урегулированное в статье 10 Конвенции право инвалида на жизнь, в казахстанском законе о социальной защите инвалидов не находит своего урегулирования. Конвенция устанавливает принцип равенства перед законом всех инвалидов и обычных лиц: при этом для инвалидов должны быть созданы специфичные условия, благодаря которым с учетом их ограниченных возможностей реально они уравнивались бы в правах с обычными, здоровыми людьми. Эта норма находит свое отражение в статье 12 Конституции, но в казахстанском законодательстве, в том числе в Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», такая норма не установлена. Между тем, она должна быть закреплена в соответствующих законодательных актах республики.
В Конвенции о правах инвалидов закреплены фундаментальные свободы человека в отношении лиц с ограниченными возможностями: доступ к правосудию (статья 13 Конвенции), свобода и личная неприкосновенность (статья 14), свобода от пыток (статья 15), свобода от эксплуатации (статья 16), свобода передвижения (статья 18), неприкосновенность частной жизни (статья 22). Казахстанское законодательство, включая Закон о социальной защите инвалидов, не содержит в себе основательных норм подобного рода. Между тем, такие положения в законе необходимы.
Необходимо нормы о правах человека, содержащиеся в тексте Конвенции о правах инвалидов и раскрытые в статье 24 Конвенции о правах инвалидов (право на образование), статье 25 (право на здоровье и медицинское обслуживание), статье 28 (право на достаточный жизненный уровень), статье 29 (право на участие в политической жизни страны) сделать достоянием соответствующего закона Республики Казахстан, имеющего отношение к урегулированию прав казахстанских граждан-инвалидов. То, что Казахстан принял специализированный Закон от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» делает честь стране. Разработчики рассматриваемого проекта закона предложили ввести дополнительные нормы в статью 11 Закона от 11 июля 2002 года: «Для обучения детей с нарушениями зрения используются печатные учебники по шрифту Брайля и укрупненным шрифтом с аудиосопровождением. Для обучения детей с нарушением слуха электронные версии учебников используются с сурдопереводом». Аналогичные нормы были предложены для включения в уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское законодательство Республики для защиты интересов всех инвалидов в этих и других сферах. Я полагаю, что эти нормы должны найти свое место в указанном выше Законе и других законодательных актов республики. Это стало бы существенным подспорьем в деле реализации соответствующих статей Конвенции о правах человека.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что ряд статей Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» сформулированы статьи, которые были сформулированы до вступления вошедшей в силу 3 мая 2008 года Конвенции о правах инвалидов. Статья 5 Закона посвящена принципам социальной защиты инвалидов. Эта статья в известной мере перекликается с содержанием статьи 3 Конвенции о правах инвалидов. Вопросы реабилитации инвалидов рассматриваются в статье 17, 21 и 30 Закона, а также в статье 26 Конвенции. Стремление разработчиков внести положения об абилитации, о создании условий для санаторно-курортного лечения инвалидов в текст Закона о социальной защите инвалидов в известной мере сближает данный Закон с Конвенцией о правах инвалидов. Доступ инвалидов к информации урегулирован в статье 28 Закона, а также в статье 21 Конвенции. Вопросы обеспечения занятости инвалидов и их прав в трудовых отношениях получили закрепление в статьях 30 и 31 Закона, а также в статье 27 Конвенции. Статьи 25 и 33 Закона говорят о праве инвалидов на обеспечение доступа к социальной инфраструктуре и об обязанности работодателя по обеспечению такого права; примерно это же самое предусмотрено в статье 9 Конвенции о правах инвалидов. Разработчики проекта закона предлагают ввести в Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» в порядке дополнения в статью 27-1 следующие строки: «Автотранспортные средства, приобретаемые для осуществления регулярных городских перевозок пассажиров и багажа в городах республиканского и областного значения, столице, должны быть приспособлены заводом-изготовителем для перевозки маломобильных групп населения». Это стало бы одним из действенных инструментов по реализации статей 25 и 33 казахстанского Закона о социальной защите инвалидов и статьи 9 Конвенции о правах инвалидов.
Тем не менее, исходя из принципа приоритета международного права над национальным правом, нужно привести нормы рассмотренного нами казахстанского закона о социальной защите инвалидов в соответствие с нормами Конвенции ООН о правах инвалидов.
Республика Казахстан как член ООН, подписав в 2008 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, раздумывала 7 лет по поводу ее ратификации, подав грамоту о ратификации в 2015 году. Срок достаточно долгий и казахстанская общественность, в том числе инвалидная общественность, практически не в курсе, почему так произошло. Факультативный протокол к данной Конвенции казахстанское государство подписало в 2008 году и вот уже 14 лет не ратифицирует данный Протокол, лишая более чем 700 инвалидов республики фактического права на обжалование незаконных, несправедливых, по их мнению, решений казахстанских государственных органов, их чиновников, приведших к нарушению их прав и свобод. Хотелось бы услышать доводы и мнение Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры и Министерства иностранных дел Республики Казахстан по этому поводу.
Все вышеуказанные права и свободы должны быть сформулированы в Законе Казахстана «О правах и свободах инвалидов в Республике Казахстан». Принятие его должно стать первейшей обязанностью казахстанского государства, ратифицировавшего Конвенцию ООН о правах инвалидов.
М.А. Сарсембаев,
доктор юридических наук,
профессор (Институт
законодательства и правовой
информации Республики
Казахстан), г. Нур-Султан