В Казахстане остро стоит вопрос семейно-бытового насилия, большое количество женщин подвергается дискриминации.
Диспозиция ч.1 ст.73 КоАП РК «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» гласит:
1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влекут предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток.
Данное положение говорит о том, что общественная опасность административного правонарушения наименее опасна, чем уголовного правонарушения.
Наша Республика ратифицировала множество Конвенций, поэтому должна соблюдать международные стандарты защиты прав человека, предпринимать активные шаги по снижению уровня правонарушений в семейно-бытовой сфере.
В этой связи полагаем, что необходимо изучить и в дальнейшем применять при рассмотрении дел по ст. 73 КоАП РК Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 года (далее – Конвенция), а именно, ст. 1 Конвенции, которая гласит, что для целей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области; а также ч.1,2 ст. 16 Конвенции, где указано, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: а) одинаковые права на вступление в брак; в) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; с) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении; д) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; е) одинаковые права свободно и ответственно решать о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право; ф) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; ж) равные личные права мужа и жены, в том числе, право выбора фамилии, профессии и занятия; х) равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату. Обучение и брак ребенка не имеет юридической силы, а принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния.
В законодательстве Казахстана порой складывается непонятная ситуация, когда некоторые составы, без соответствующей проработки, передаются из уголовного в административное законодательство. Так, к примеру, Законом от 3 июля 2017 года из УК РК была исключена статья 109 «Побои» и предусмотрена в статье 73–2 КоАП РК.
К сожалению, при подобных перемещений не учитывается важная роль указанной нормы в противодействии насилию в семейно-бытовой сфере. Практика прошлых лет показывает, что при совершении такого уголовного правонарушения лица привлекались к уголовной ответственности. Привлечение именно к уголовной ответственности имело огромное профилактическое значение. В настоящее время в Казахстане, эта проблема приобретает новые обороты из-за значительного роста таких правонарушений, особенно в сфере семейно-бытовых отношений. Лица, совершающие данные правонарушения, практически не привлекаются к ответственности. Санкция статьи 73–2 КоАП РК не позволяет применять те меры, которые способствовали бы профилактике подобных правонарушений. В связи с вышеуказанным, полагаем, что очень важно при законодательном закреплении подобных норм тщательно проводить криминологический анализ, а также прогнозировать последствия таких перемещений норм из одного кодекса в другой.
На сегодняшний день идет активная дискуссия по теме ужесточения наказания за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.
В этом году согласно поручению Администрации Президента и Совета Безопасности Республики Казахстан на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре проведено научно-практическое исследование об эффективности принимаемых мер в области противодействия семейно-бытовому насилию. В работе участвовали известные ученые и практики-юристы Казахстана, представители общественности: Р. Ошакбаев, С. Акылбай, С. Турсынбекова, Л. Аренова, Н. Ергалиева, Ж. Ильичева, Ш. Али, Ж. Ахметова и другие, которые обратились на имя Президента Казахстана К-Ж. Токаева о необходимости усиления ответственности за семейно-бытовое насилие. В состав межведомственной рабочей группы вошли также ведущие специалисты России, Украины, Узбекистана. В ходе исследования изучен международный опыт, также практика достижения индикаторов в сфере прав человека, утвержденных ООН, в части недопущения насилия в отношении женщин.
Результаты проведенной конференции и предложения специалистов считаем своевременным, чем очередной перевод норм из административных правонарушений в разряд уголовных проступков. Кроме того, с учетом высокого риска повторных нарушений со стороны дебоширов после примирительных процедур, предлагаем ввести особые условия к правонарушителям в сфере семейно-бытовых отношений.
Необходимо отметить, что активное обсуждение обществом проблем в семейно-бытовой сфере показало перспективность развития превентивно-профилактических институтов, обширного использования возможностей профильных государственных органов, уполномоченных органов по оказанию социально-правовой помощи, различных механизмов воздействия инструментов досудебного производства. Кроме того, считаем, что для реализации задач по противодействию семейно-бытовому насилию, необходимо совершенствовать отдельные нормы КоАП РК.
Айым Шаяхметова