Когда государство и бизнес на одной волне

Островом безопасности в период экономической нестабильности эксперты называют механизм государственно-частного партнерства. Именно он позволяет снизить нагрузку на бюджет страны благодаря инвестициям бизнеса.
Первые проекты в рамках ГЧП были реализованы в Казахстане еще 17 лет назад. Правда, тогда основополагающим документом был Закон «О концессиях». Тем не менее, он позволил оздоровить систему социальной инфраструктуры. И уже тогда стало понятно, что ГЧП как инструмент привлечения негосударственного финансирования для инвестирования в объекты государственного значения, имеет неплохие перспективы. Строительство железной дороги «Станция Шар – Усть-Каменогорск», осуществленное в рамках концессионного соглашения, открыло страницу истории развития ГЧП в Казахстане. Это было в 2005 году. Именно этот проект по праву считается прорывным в сфере железнодорожных перевозок. Задолго до его реализации жителям ВКО для того, чтобы попасть, к примеру, в Алматы или какой-либо другой регион требовалось совершить целую «петлю», заезжая на территорию России. Это было неудобно и абсолютно неэффективно. Поэтому идею возведения нового участка железной дороги в обществе восприняли на ура. К слову, при строительстве социально-значимого объекта использовались современные достижения науки и техники в области железнодорожного транспорта. Об этом, по крайней мере, сообщается на сайте компании АО «Dosjan temir joly» (https://dtj.kz), которое и занималось реализацией проекта. Новая дорога позволила не только исключить двойное пересечение казахстанско-российской границы, тем самым значительно сократив время перевозки пассажиров и доставки грузов, но и улучшить социально-экономический климат в тех населенных пунктах, что расположены вдоль дороги. И таких проектов, которые позволили наладить ситуацию в том или ином регионе, – сотни, а то и более тысячи. Благодаря ГЧП, там, где не хватало школ и больниц, эти объекты возвысились над степью, распахнув двери для местных жителей.
С принятием в 2015 году Закона «О государственно-частном партнерстве» картина обрела новые оттенки. Были определены этапы реализации проектов на местном уровне, прописаны многие пункты, которые ранее имели более обтекаемые определения. А принятые в 2017 году поправки в документ позволили упростить некоторые моменты, в том числе сократить сроки планирования проектов, что в конечном итоге увеличило интерес предпринимателей к механизму ГЧП. Весной этого года представителям отечественного бизнеса предложили новые подходы по развитию механизма государственно-частного партнерства, в том числе через изменения, которые повысят качество проектов, усилят антикоррупционный контроль, в том числе благодаря цифровизации. Кроме того, прозвучала идея пересмотреть основания к определению частного партнера способом прямых договоров в части исключения долгосрочной аренды. А в июне этого года вице-министр национальной экономики Абзал Абдикаримов презентовал в Мажилисе Парламента проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства». Тогда он отметил, что для усиления антикоррупционного контроля предлагается внедрить принцип открытости и прозрачности процесса планирования и реализации проектов ГЧП. Учитывая, что на местах некоторые проекты государственно-частного партнерства не соответствуют законодательству, бюджетному кодексу и другим отраслевым нормативно-правовым актам, а порой и вовсе идут в разрез с принципами и признаками ГЧП, то поправки должны послужить отправной точкой для усовершенствования модели механизма.
Отметим, что большую работу по подготовке пакета предложений по внесению срочных поправок в законодательство провели сотрудники Казцентра ГЧП совместно с экспертами, предпринимателями, представителями госорганов. Они предлагают устранить фактор смешения ГЧП и госзакупок, по-новому взглянуть на понятие объект ГЧП и исключить из него работы и услуги, поскольку все нормы закона о ГЧП применимы только к материальным объектам. Кроме того, прозвучала идея изменить такое понятие, как «сервисный контракт» и другие предложения.
Таким образом, сотрудничество государства и бизнеса, нацеленное на улучшение социально-экономической составляющей в стране, – отличный задел для дальнейшего благосостояния республики.

Кайрат Коканов