Честное предпринимательство и конкуренция напрямую зависят от борьбы с коррупцией

Поэтому необходимо ужесточить ответственность за обещание, предложение или предоставление национальному и иностранному публичному должностному лицу взятки и привлекать к уголовной ответственности. Казахстан с 2004 года участвует в программе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Рекомендации по криминализации обещания и предложения взятки содержатся в отчетах экспертов ОЭСР. Необходимость обеспечения работы по имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР не раз отмечалось в стратегических документах страны. В утвержденном Президентом РК Токаевым К.К. Национальном плане развития РК до 2025 года указано о намерении вступления Организацию экономического сотрудничества и развития, которая дает Казахстану значительные внутриэкономические и внешнеполитические «дивиденды» в виде ускоренного экономического роста, улучшения инвестиционного климата и возможности наравне с ведущими державами участвовать в формировании глобальной повестки. При этом, одним из ключевых условий вступления стран в состав ОЭСР в качестве полноправных членов является присоединение к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятой ОЭСР 21 ноября 1997 года (далее – Конвенция по борьбе с подкупом). В свою очередь, присоединение Казахстана к Конвенции по борьбе с подкупом требует безоговорочного приведения национального законодательства в соответствие с положениями данной Конвенции. В частности, пункт 1 статьи 1 Конвенции по борьбе с подкупом обязывает всех стран-участниц данной Конвенции криминализировать умышленное предложение, обещание или предоставление неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в связи с осуществлением международной коммерческой сделки. Аналогичные положения содержатся в статьях 15 и 16 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Казахстаном еще в мае 2008 года, каждое Государство-участник данной Конвенции должно принять законодательные меры по признанию в качестве уголовно наказуемых деяний умышленного обещания, предложение или предоставление национальному и иностранному публичному должностному лицу (лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей) взятки. Наряду с этим, следует напомнить, что в декабре 2019 года Казахстан присоединился к Группе государств против коррупции (ГРЕКО). Вступление в ГРЕКО открывает возможность ратификации Конвенций Совета Европы. В настоящее время Агентством по противодействию коррупции проводится работа по присоединению к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (30 июня т.г. с Совета Европы поступило приглашение РК к присоединению), которая в последующем также обяжет РК криминализировать принятие предложения или обещания взятки. Необходимость введения уголовной ответственности за обещание/ предложение взятки определена Концепцией антикоррупционной политики (пункт 41 Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики). Важен международный опыт стран ОЭСР и ряда государств постсоветского пространства, таких, как Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Литва, Молдова, Украина, Эстония, в уголовном законодательстве которых «обещание/предложение взятки» и «принятие обещания/предложения взятки» предусмотрено в качестве дополнительных признаков взяточничества. При этом, практически во всех странах предусмотрена одна и та же уголовная ответственность как за получение взятки, так и за согласие на получение взятки, аналогично за дачу взятки, и предложение или обещание взятки. Следует отметить, что судебно-следственная практика за рубежом по составам обещания и предложения взятки минимальна, выявляются буквально единичные случаи, но сам факт наличия подобной статьи в Уголовном кодексе дисциплинирует и формирует соответствующую культуру, когда даже разговоры о взятках становятся неприемлемыми.
Нам это нужно, чтобы переломить ситуацию, когда воровство и коррупция, давление на бизнес с целью получения взятки в Казахстане чуть ли не стали национальной идеей и просто стать цивилизованной страной в этом аспекте и уже воспитывать детей в духе неприемлемости даже упоминания взятки.
Только тогда укрепится доверие предпринимателей к государству, честная и справедливая конкуренция, будет развит бизнес, соответственно и социальная политика и права человека.

Семён Каржов