Развитие партийной системы после конституционной реформы

На церемонии инагурации 26 ноября 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев указал, что «этот год был особенно важным для нашего народа.  Казахстан вступает в новую эпоху своего развития.  Инициированные нами масштабные преобразования положили начало коренным переменам. Осуществлена конституционная реформа. Всесторонне обновлены все сферы государственной жизни.  Благодаря этим изменениям крепнет вера народа в светлое будущее..» В этом виден четкий посыл Главы государства о том, что предстоит большая работа по реальному воплощению в жизнь конституционных преобразований. «Теперь наша общая цель – построить Справедливый Казахстан, где царит закон и соблюдается порядок, где проявляется должное уважение к правам граждан. Нам предстоит проделать большую работу по трансформации общества и превращению Казахстана в развитую страну с подлинно демократическими институтами. Только так мы сформируем новое качество нации и укрепим нашу священную Независимость» — указал Глава государства. Тем самым, основной особенностью и значимостью конституционных реформ является защита прав человека и гражданина в Казахстане, в первую очередь политических прав, создание и поддержка в стране демократических институтов, обеспечение верховенства принципов Конституции и ее законов, развитие партийной системы.
Приняты важные конституционные законы, в соответствии с которыми, по избирательной системе и развитию партийного строительства: переход к смешанной избирательной системе: по партийным спискам и одномандатным округам; императивный мандат (отзыв депутата); упрощение процедур регистрации политических партий (инициативная группа снижение от 1 тыс. до 600 граждан; учредительный съезд необходимо провести не за 2 месяца, а за 3 месяца; оргкомитет создаваемой партии действует не 6 месяцев, а 7 месяцев; зарегистрировать филиалы в течении не 6 месяцев, а 12 месяцев; минимальная численность партии не 20 тыс. человек, а 5 тыс. человек; минимальная численность филиалов не 600 членов партии, а 200 членов партии); введение ограничений для председателей и членов Конституционного Суда, ЦИКа, Высшей Аудиторской Палаты, по членству в политических партиях. Поправки касательно перевода территориальных избирательных комиссий на профессиональную постоянную основу. Поправки, связанные с недопущением иностранного вмешательства (Не может быть членом избирательной комиссии лицо, выдвинутое и (или) избранное на основании предложения политической партии или иного общественного объединения, финансируемого со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства.).
Установление надпартийного статуса повышает роль Президента как гаранта единства народа и государственной власти, высшего должностного лица в государстве, призванного обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти. Установление запрета членства Президента в политических партиях соотносится с конституционной нормой о запрете на создание в государственных органах организаций политических партий (пункт 1 статьи 5 Конституции РК). Запрет на членство в партии Президента на период своих полномочий является одной из конституционных гарантий его политической нейтральности, равноудаленности от различных политических сил страны. В Казахстане на конституционном уровне признается идеологическое и политическое многообразие, и в этом ракурсе принятая поправка усиливает политическую конкуренцию, повышает политическую и правовую культуру населения. В основе конституционных поправок лежит идея Нового Казахстана как страны равенства возможностей, которое должно быть гарантировано также для партий. Надпартийность Президента опосредованно способствует тому, что Парламент приобретает более высокую влиятельность и легитимность за счет партийного представительства, сформированного в результате реальной политической конкуренции, поскольку из политического дискурса и практики устраняется такое неправовой феномен как «партия власти». Попытки легитимации института так называемой «партии власти» противоречит идее парламентаризма, подразумевающего свободное волеизъявление различных политических мнений.
Проходят выборы депутатов в Мажилис и мы уже видим, что новый конституционный закон о выборах, дает возможность уже семи партиям участвовать в выборах. Это прогресс, вселяющий уверенность, что партийная система будет и дальше развиваться и на следующих выборах примут участие еще большее количество партий.
Чтобы реализовать созидательный потенциал Конституционной реформы в полном объеме, важно чтобы общество само осуществляло эффективный общественный контроль во всех сферах жизни человека и активно проявляло гражданскую позицию и право на которую дают внесенные поправки в Конституцию. Партии и другие институты гражданского общества должны нести солидарную ответственность за будущее Казахстана, за создание Нового Справедливого Казахстана.
Кайрат Коканов