Укоренившийся иждивенческий настрой в казахстанском обществе требует кардинальных изменений. О том, какие меры необходимо предпринять для снижения патернализма в нашей стране, корреспондент газеты «Человек и Закон» узнала у известного политолога Казбека Бейсебаева.
Термин «патернализм», который активно вошел в обиход казахстанцев, по идее, не новое явление. Скажем больше, иждивенческое или потребительское отношение людей – это своего рода наследие эпохи существования СССР, когда жизнь советского человека была запрограммирована на многие годы вперед и от него лишь требовалось следовать проложенному маршруту.
– Патернализм – это такая система отношений, когда граждане привыкли к тому, что их проблемы решают власти. Вспомните период существования Советского Союза. С детства государство создавало все условия для развития, потом обучало специальности, устраивало на работу, обеспечивало жильем, давало возможность отдыхать на курортах и тому подобное. Взамен граждане выполняли свои обязательства перед Родиной, как например, всеобщая воинская обязанность. Отличие советского патернализма в том, что у обеих сторон были обязательства, которые выполнялись. Сейчас у нас общество и государство как бы живут на разных плоскостях, – уверен Казбек Бейсебаев, отмечая, что патернализм укоренился в казахстанском обществе: причем, везде и во всем.
В современном Казахстане, по мнению эксперта, первопричина патернализма кроется во взаимоотношениях власти и народа. Первые говорили, что сначала главное – экономика, а потом политика, а вторые со временем перестали ставить острые вопросы перед государственными служащими.
– В итоге, мы имеем проблемы в сфере ЖКХ. Замерзший Экибастуз тому пример. У нас скачок цен на продукты питания, дефицит сахара, нехватка лука, не можем построить дорогу на Алаколь и масса других трудностей. А ведь это все – не политика, это проблемы, напрямую затрагивающие социум. Поэтому в том, что они возникли, отчасти виновато привыкшее к патернализму современное общество, которое уверено в том, что данные вопросы должна решить власть. Но ведь никто не поднимал эти темы на более высокий уровень, – говорит политолог.
В том, что казахстанцы привыкли ждать помощи и поддержки из вне, как считает собеседник, виноваты и сами госслужащие, которые вместо того, чтобы дать людям удочку, выдавали часть выловленной рыбы. К примеру, в свое время в стране поощрялся переезд в большие города и народ последовал призыву. Но в мегаполисах не всем хватило работы и мест в социальных объектах. В итоге, переселенцы вынужденно обращались в социальные службы за разной помощью.
– А можно было сделать так: не поощрять переезд в города, а создавать рабочие места в регионах, – добавляет Казбек Бейсебаев. – Для недопущения патерналистских настроений среди молодежи, надо вести работу еще со школы. Должна поменяться вся парадигма молодежной политики. Молодой человек должен знать, что свою судьбу он сам решает, а не какие-то связи. Это понимание должно стать той самой удочкой, при помощи которой юноша или девушка будут удить рыбу.
Безусловно, следует понимать, что понятие «патернализм» не применимо к определенным категориям граждан, которым просто необходима государственная поддержка. Мы говорим о социально-уязвимых слоях населения. Практика поддержки таких людей развита во всем мире. Но, когда речь заходит о людях трудоспособного возраста, о тех, кто может позаботиться о себе, но по каким-то причинам предпочитает иждивенческий образ жизни, то, конечно, здесь нужны другие подходы.
– В чем проблема Казахстана? Вместо искоренения возникшей ситуации, у нас ее попросту купируют, предпринимая временные меры. А ведь от этого трудность не иссякнет и не разрешится. Надо было открывать производства и создавать рабочие места, чем платить пособия по безработице. Понимаете, затянувшейся патернализм привел к тому, что у граждан появились завышенные требования. Многие не соглашаются на предлагаемую работу, а сразу хотят получать большую заработную плату. Людям должно прийти осознание того, что что государство может обеспечить базовые обязательства (образование, медицина, безопасность), а все остальное – это дело каждого из нас, – резюмирует спикер.
Отметим, что, озвучивая Послание «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил, что в республике предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан, однако ряд принятых решений были не совсем выверены, а в результате образовался рост патерналистских настроений. По словам Президента, за 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. Проще говоря, масса людей предпочитает не работать или утаивает сведения о доходах для того, чтобы получать помощь от государства. Для того, чтобы повлиять на такую тенденцию, по поручению Касым-Жомарта Токаева особое внимание уделяется вопросам развития массового предпринимательства.
С середины февраля на портале на портале Business.enbek.kz начали принимать заявки от казахстанцев (зарегистрированных безработных; индивидуальных предпринимателей (срок регистрации до 3 лет)) на получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы. Цель такой поддержки – дать людям шанс наладить свое производство, открыть рабочие места, а главное – создать условия для получения постоянного дохода. Надеемся, что такой подход окажется действенным в борьбе с потребительским отношением людей.
Социальный Кодекс, разработанный в Казахстане, а также внедрение цифровой карты семьи – это еще одни шаг по формированию ответственности не только государства, но и граждан. Наряду с этим важна осознанность казахстанцев и желание отказаться от патернализма во имя достойной, благополучной жизни.
Айдана Нұрланқызы