С начала этого года в Казахстане, по данным Министерства внутренних дел страны, выявлено 1500 фактов Интернет-мошенничеств. Несмотря на то, что полицейские регулярно предупреждают граждан о необходимости соблюдения бдительности, люди наивно продолжают «дарить» кровные средства незнакомым людям.
Методы обмана населения посредством Всемирной паутины ежегодно совершенствуются, но суть их остается неизменной – ввести жертву в заблуждение и заставить ее передать свои персональные данные или сведения о банковской карте. А дальше, как говорится, дело техники, а также ловкости ума и рук мошенника. Суммы ущерба, которые вынуждены нести физические лица, если верить официальным данным, исчисляются миллионами тенге. Если речь идет о крупных финансовых пирамидах, то убытки составляют миллиарды.
В прошлом году, по данным полицейских, житель Семея лишился миллионов тенге, установив на телефон приложение AnyDesk. Мошенники сначала представились работниками банка, а для пущей убедительности назвали личные сведения о жертве. После они сообщили о якобы подозрительных манипуляциях, связанных с банковским счетом мужчины, они уговорили последнего установить программу, разрешающую удаленный доступ к гаджету. Ничего не подозревавший семейчанин выполнил все условия и даже назвал «добродетелям» одноразовый код. Схема раскрылась позже, когда со счета была списана круглая сумма денег. Аналогичных случаев по Казахстану – сотни, а то и больше. Главная черта всех жертв – доверчивость и наивность. Не ставя под сомнения слова собеседника, веря правдивости получаемой информации, люди даже не замечают, как попадают в ловко расставленные сети обмана. А чрезмерная настойчивость, с которой регулярно звонят мошенники, порой сбивает с толку.
Регулярно сотрудники Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана в рамках повышения грамотности населения публикуют в открытых источниках материалы о том, какие способы чаще всего используются для обмана. «Легенды» о сомнительных операциях на счету клиента – это из категории традиционной лжи. Специалисты настоятельно рекомендуют всем казахстанцам никогда и никому не сообщать информацию о себе и реквизитах банковских карт: к примеру, трехзначный набор, указанный на обороте платежной карты, – CVC/CVV-код, а также ПИН-коды и одноразовые пароли. Главное помнить, что реальные сотрудники БВУ никогда не запрашивают личную информацию о клиенте по телефону. Если вам позвонили сомнительные лица, представившись работниками финансовых организаций, коллекторских служб, полиции или иных фирм, то лучше перепроверить поступившую от них информацию, позвонив в call-центр той организации, от имени которой выступают обманщики. Зачастую, как говорят в Министерстве внутренних дел Казахстана, выясняется, что «добродетели» – это представители иностранных государств, которые при помощи специальных технологий подделывают номера телефонов под операторскую сеть, действующую в той или иной стране.
Еще одни способ обмана людей – сообщение об оформлении кредита. По ту сторону телефонного провода жертвы, как правило, узнают о том, что на них якобы пытаются оформить денежный заем. А дальше – как обычно: идет установка сторонних приложений, мол, для защиты данных…. Но в итоге все сводится к тому, что процедуру якобы не удалось прервать, а человек остается один на один с оформленным кредитом и без денег, поскольку эти самые деньги, он, следуя все тем же инструкциям злоумышленников, перевел им.
«Фейковый перевод» – это тоже из категории тех махинаций, на которые чаще всего попадаются доверчивые граждане. Суть в том, что потенциальной жертве на счет поступают деньги, а потом неизвестные звонят и говорят об ошибке операции и просят вернуть средства обратно. Вот только сделав это, вы можете оказаться подозреваемым в деле о мошенничестве, поскольку те самые звонившие, скорее всего, указали ваши данные для оформления какого-либо заказа третьим лицом. Несмотря на запутанность схемы, обманщики выходят сухими из воды, а потерпевших, как правило, – двое.
Последние несколько лет в Казахстане, как известно, активизировались так называемые потребительские кооперативы, деятельность которых связана с финансовыми махинациями. Правда, не все способны отличить такие объединения от реальных. По информации Агентства по финансовому мониторингу Республики Казахстан, у мошенников деятельность не прозрачна, отсутствуют сведения об очередности, налоговой отчетности, как правило, не имеется всей документации о финансово-хозяйственной деятельности. Их работа нацелена на привлечение большего количества участников с целью извлечения максимальной прибыли без обеспечения своих обязательств перед вкладчиками. Их деятельность при этом сопровождается агрессивной рекламой. Прием взносов может осуществляться на счета аффилированных юридических лиц либо на личные счета физических лиц. Классический же, точнее реальный кооператив действуют в соответствии с законодательством о потребительских кооперативах. У него имеется устав, управленческий орган, пайщики, решения принимаются общим собранием. Участники добровольно вкладывают сбережения и принимают на себя обязательства. Получение пайщиком займа не освобождает его от обязанности выплаты паевых взносов, а сама деятельность потребительских кооперативов является прозрачной, сведения о финансово-хозяйственной деятельности и очередности пайщиков, как правило, доступны каждому участнику. Они сдают налоговую отчетность, у кооператива имеется целевой счет, на котором аккумулируются средства пайщиков, который контролируется ими, банком и фискальными органами.
Несмотря на методы и способы мошенничества сотрудники правоохранительных органов, профильных ведомств всегда призывают казахстанцев не слепо верить посторонним и даже знакомым, а досконально перепроверять любые сведения, тем более если речь идет о материальной стороне вопроса.
Айдана Нұрланқызы