Достижения любой страны измеряются комбинированным показателем, характеризующим развитие человека, определяющий «качество жизни» или «уровень жизни». Отметим, что Концепция развития человеческого потенциала является одним из наиболее известных интеллектуальных продуктов, разработанных экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). В связи с быстро меняющимися условиями жизни, экономическим ростом, глобализацией и интеграционными процессами, эти показатели, измеряющие количественные и качественные характеристики, постоянно дополняются и обновляются. Но неизменной составляющей индекса человеческого развития был и есть уровень образования.
Образование — это та сфера, в которой формируется интеллектуальный потенциал нации любого государства. Реформирование образовательной системы в начале XXI века стало насущной проблемой мирового сообщества. Переоценка ценностей мировой цивилизации неизбежно привела к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного в гармонии с миром природы, социума и собственного внутреннего мира активно участвовать в социальном прогрессе.
Ориентация на новые качества личности, определяющие успешное самоопределение человека, обуславливающие уникальность образования в современном мире составляют сегодня ценностно-целевую основу модернизации казахстанского образования.
Развивающаяся экономика страны и международные требования одним из основных факторов успешного создания новой образовательной модели и инфраструктуры выдвигают адекватность кадрового потенциала запросам учебных заведений. Педагог является главным звеном в этой системе. Закладка фундамента и развитие интелектуального потенциала начинается со шолы. Следовательно учителю отведена особая роль, к которому в свете всех социальных модернизаций и преобразований предъявляются новые требования.
Сегодня системе школьного образования необходимы учителя новой формации — гибкие, мобильные, самостоятельные, обладающие профессиональными и педагогическими знаниями, умениями, навыками и компетенциями. На государственном уровне эта проблема решается путем изменений законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, ключевыми задачами которых являются укрепление престижа профессии и повышения качества образования. Но достичь этого можно только путем повышения квалификации преподавательского состава, приобретения ими новых профессиональных знаний и навыков, ключевыми компетенциями, подготовки и переподготовки педагога новой формации.
В этой связи возникает резонный вопрос, каковы пути совершенствования педагогического образования в Республике Казахстан? С января 2022 года вступил в силу Закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышение престижа преподавательской деятельности. В Законе много новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов.
Так, педагог может претендовать на поощрение со стороны государства. Стоит отметить, что до 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон «О статусе педагога» вводит единое понятие «педагог». Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, их порядка 28 категорий, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска – с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого он может получать надбавку за свое мастерство. Все те, кто сейчас работает в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Национальный квалификационный тест и получать доплату за профессиональное мастерство. Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников проходит ежегодно. По закону «Об образовании» педагоги должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет.
Повышение квалификации проходит на базе республиканских организаций, это республиканский центр повышения квалификации «Орлеу», центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальных школах» и другие организации, которые находятся в конкурентной среде и осуществляют повышение квалификации педагогов.
В планах значится и ваучерное финансирование, когда педагог сам будет выбирать организацию, в которой хотел бы пройти повышение квалификации по своему выбору.
Кроме того, с начала учебного года во всех регионах страны внедряется подушевое финансирование. Подушевой норматив дает возможность школе запланировать все необходимые ресурсы, которые нужны для образовательного процесса.
Более того, в соответствии с новой парадигмой образования хорошо владеть своим предметом это не самое главное. Уметь прогнозировать результаты своей деятельности, организовывать деятельность обучающихся, определять место каждого участника в педагогическом процессе, применять превентивные меры возможных отклонений и корректировать их в дальнейшем — вот этими компетенциями должен обладать педагог как профессионал новой формации.
Итак, перед системой образования Республики Казахстан стоят большие задачи. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны. Уже сегодня необходимо обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование, сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися; обеспечить безопасную и комфортную среду обучения, внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик; обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся; оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой, модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру, повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Подводя итоги можно сделать вывод, что образование, сегодня выступает в качестве важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества; средством самореализации, самовыражения и самоутверждения личности; условием устойчивого развития, социальной самозащиты и адаптации личности, в особенности в условиях рыночной экономики, посредством профессионального труда, раскрывающего способности человека.
Сергей Каржов