К 2025 году продолжительности жизни казахстанцев, согласно Национальному проекту «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»», необходимо довести до 75 лет, а уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг до 80%. О том, реально ли достичь таких показатель при нынешнем развитии отечественной медицины, корреспондент газеты «Человек и Закон» у академика НАН РК, профессора, главы Казахстанской Ассоциации репродуктивной медицины Вячеслава Локшина.
О необходимости внедрения плана, который бы позволил увеличить уровень качественного и доступного здравоохранения для каждого жителя Казахстана, заговорили несколько лет назад. В 2021 году Министерством здравоохранения страны разработан Национальный проект «Здоровая нация». В документе отражены поручения Президента страны Касым-Жомарта Токаева, озвученные в Послании, по укреплению санитарно-эпидемиологической службы и развитию отечественного лекарственного производства. По словам Вячеслава Локшина, амбициозные цели и задачи в проекте в поставлены верно, однако вопрос его стопроцентного исполнения лежит грузом ответственности не только на профильном ведомстве, но и общественности.
– Идея по внедрению проекта хорошая, — отмечает главный репродуктолог страны. – В числе главных задач – обеспечение широкого охвата населения услугами здравоохранения, сохранение здоровья беременных женщин и укрепление здоровья детей, доведение доли отечественной фармацевтической продукции до 50%. Цели, скажу вам, поставлены высокие. Тем не менее, что мы наблюдаем сейчас? Динамика увеличения продолжительности жизни людей растет. Показатель смертности снижается за счет уменьшения количества основных видов заболеваний, которые приводят к летальным исходам. Это, к примеру, онкология. У нас снижается смертность от сердечно-сосудистых болезней.
Достичь неплохих результатов в борьбе с опасными недугами, по мнению профессора, удалось не за счет скрининговых программ, хотя, справедливости ради, не стоит принижать заслуги плановых осмотров, а благодаря внедрению передовых технологий в области диагностики и лечения болезней.
– Скрининговые исследования, нацеленные на выявление заболевания на ранних стадиях, что значительно улучшает процесс лечения, проводятся в нашей стране не первый год. На законодательном уровне даже проработан вопрос предоставления выходных дней для прохождения профилактического медицинского осмотра. Однако, к сожалению, казахстанцы до сих пор не стали более ответственно относиться к своему здоровью. Проблема его сохранения или профилактика заболеваний остается актуальной и на сегодняшний день. У нас не снижается число взрослых и детей с ожирением. Люди употребляют высококалорийные продукты, газировку, сахар, мучное. Как бы мы не любили нашу национальную кухню, где преобладают жирные бульоны с высокой долей поваренной соли, нужно отдавать предпочтения белому мясу (мясо курицы) и рыбе, исключив, ну или хотя бы минимизировав сладкое и соленое, – уверен Вячеслав Локшин.
Для того, чтобы проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»» имел положительный эффект, по мнению собеседника, акцент следует свести на первичную медико-санитарную помощь. На нее же следует увеличивать финансирование ежегодно.
– Когда говорят о необходимости закрытия или реорганизации Фонда социального медицинского страхования, лично у меня возникает чувство непонимания: как развивать медицину без должного финансирования. Вспомните период пандемии. Тогда, к слову, Фонд доказал свою значимость. Конечно, не следует оставлять без внимания и жалобы со стороны населения, которые добросовестно платят взносы, но по не могут попасть на прием к узкому специалисту ввиду загруженности последнего. Замечания порой обоснованные, но почему бы не решить этот вопрос иначе. К примеру, посредством увеличения функций врача общей практики. Пусть он берет на себя часть работы того же кардиолога, лор-врача, эндокринолога и гастроэнтеролога, а к ним отправляет только в случае реальной необходимости и в тяжелых случаях. Да, это дополнительные квалификационные требования, нагрузка на ВОПа, но, считаю, это того стоит. Практически во всем мире это так. Терапевт, как мы привыкли называть его, проводит первичный осмотр, дает назначения, а к профильному специалисту направляет лишь для более детального обследования или операции. Наряду с этим возникает и другой вопрос, а зачем нам так много больших медицинских организаций. Ведь вполне можно обойтись мелкими врачебными офисами на 5-7 врачей (ВОП, педиатр и акушер-гинеколог), но в большом количестве (на один микрорайон четыре-пять таких мед.организаций). Мы так любим смотреть на зарубежный опыт, считая его передовым, а ведь в развитых европейских странах и за океаном давно нет больших поликлиник. И там, к слову, снижается количество госпитализаций будь то экстренные или плановые, люди в развитых странах стараются сделать максимум для сохранения здоровья. У нас же противоположенная ситуация, поскольку участковый врач по-настоящему не поддерживает связь с населением вверенного участка, он не интересуется, чем и как болеют люди. А ведь владение ситуацией это тоже своего рода профилактическая деятельность, – добавляет спикер, отмечая важность системы страхования здоровья казахстанцами и необходимость внедрения штрафов за отсутствие таковой.
По данным Министерства здравоохранения Казахстана, по итогам 2021-2022 годов некоторые индикаторы, обозначенные в проекте «Здоровая нация», не были достигнуты ввиду негативного влияния коронавирусной инфекции. К примеру, заболеваемость COVID-19 среди беременных привела к росту количества преждевременных родов, в результате количество детей, родившихся недоношенными в 2022 году, увеличилось на 5,8%. В результате тяжелого течения и осложнения коронавирусной инфекции отмечался рост заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди населения. Удастся ли достичь поставленных индикаторов к 2025 году, покажет время. Главное – равная ответственность представителей Минздрава, врачей и пациентов.
– Сохранность здоровья населения, как говорил выше, это ответственность не только одного ведомства. Здесь нужен комплексный подход. Да, профильные организации должны обеспечить предоставление качественных медуслуг, но и самим пациентам нужно уделять пристальное внимание своему здоровью. Тем более что последствия коронавирусной инфекции на перенесший этот недуг организм не изучены до конца, – резюмирует Вячеслав Локшин. И конечно проблема наличия почти 3 миллиона граждан, не оплачивающих взносы в ФОМС, должна решаться не только на уровне Минздрава. Эту проблему должны помочь решить местные органы управления, налоговая и даже МВД. Трудно себе представить если мы будем водить автомобиль без страховки, первый полицейский поставит машину на штрафстоянку. Почему же свободно можно выходить из дома без медицинской страховки, надеясь на то, что экстренная помощь все равно будет оказана за счет государства. С иждивенчеством надо бороться.
Таким образом, следует отметить, что за два года реализации Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»» показатели по некоторым критериям еще не достигли установленных цифр. Однако ставить крест на идее не стоит. При разделении ответственности за здоровье народа больше шансов добиться успехов.
Анастасия Михайловна