Уже стало устоявшейся практикой, что Президент в своих программных выступлениях системно и последовательно уделяет особое внимание индикаторам качества жизни ООН, качеству высшего образования. На Национальном Курултае в Туркестане, четко обозначил проблемы в этой сфере. И такие важные вопросы, как защита прав преподавателей в сфере высшего образования – это важная составляющая государственной политики и ориентиры «Справедливого Казахстана». По Закону «О Национальной безопасности» ухудшение качества образования – есть угроза национальной безопасности, поэтому настало время поднять качество образования на должный уровень и от этого зависит не только наше развитие, но и наше долгосрочное выживание в качестве независимого и суверенного государства на международной арене. Выработка эффективных и адекватных ответов на эти вызовы зависит от кардинальной перезагрузки модели высшего образования. Таким образом, стоят большие задачи, решение которых требует скорейшей перестройки работы в этой крайне важной сфере. И не должно быть такого, чтобы, к примеру, в главном вузе страны, ЕНУ им. Л.Гумилева, на юридическом факультете, несколько лет не изучали – основополагающее, базовое — конституционное право, что само по себе является нонсенсом. К сожалению, вузовская система, «впитала» весь клубок негативных процессов и проблем, доставшихся от прежнего политического режима. В некоторых вузах остались проблемы авторитаризма, непотизма, культа личности руководства вузов, коррупция, погоня за деньгами, а не качеством образования, давления на преподавателей, подавление их инициативы, неадекватное преобладание функций административного персонала, тотальный контроль за всем и вся, с использованием новых информационных технологий, последствиями которого являются страх и боязнь прогрессивного – это те препятствия, которые мешают движению системы образования вперед, их соответствию передовым международным стандартам. Повторюсь, речь не идет не о всех вузах, но в целом, такая проблема в Казахстане имеет место быть. По поручению Главы государства прошли большие изменения в системе среднего образования, где учителей, на законодательном уровне освободили от непрофильной и несвойственной нагрузки педагогов, повысили зарплату, укрепили правовой статус учителя в средней школе и сейчас наблюдается переток преподавателей вузов в школы. Самым важным в законе о статусе учителя — было сокращение огромной нагрузки педагога и установлен запрет на привлечение их к решению задач, не относящихся к их профессиональной деятельности. Преподаватели вузов, наблюдая за позитивными процессами в школах, также хотят, чтобы был принят отдельный закон о статусе преподавателя высшего учебного заведения, который освободит их от непрофильной и несвойственной нагрузки, от диктата администрации, повысит зарплату, даст нормальные надбавки за ученые степени и звания, и самое главное даст возможность спокойно и просто, творчески работать для главной цели – дать студентам качественные, хорошие знания, которые они смогли бы применить для развития будущего нашей страны, обеспечения ее благосостояния. Все мы, часто посещая, вузы в развитых странах отмечали, что ключевой фигурой в системе высшего образования является преподаватель, именно, преподаватель, а не административно-управленческий персонал. Там создаются все условия для учебного процесса и поэтому у преподавателя не болит голова по различным поводам. Фамилии ректоров, проректоров, деканов там никто и не знает, и ты не увидишь их, постоянного бегающими с воспаленными глазами по коридорам высших учебных заведений, постоянно требующих какие бумаги, выполнения каких-то бюрократических требований. Созданная и необходимая система Совета директоров в рамках некоммерческих юридических лиц, которая начала с трудом работать в вузовской системе из-за латентного, скрытого сопротивления ректоров, к сожалению, не в полной мере, оправдывает надежды. Необходимо четко проводить антикоррупционную политику в высших учебных заведениях. Ректора до сих пор не хотят создать тот же институт омбудсмена, уполномоченного по защите прав преподавателей и студентов, либо делают их формальными, ручными, боятся создать антикоррупционные комплайен-службы, некоторые боятся всего того, что посягает на их культ личности. Вузовской системе необходима новая кадровая политика, которая будет обеспечивать креативный подход современной модели обучения в целях заинтересованности и мотивации обучаемого контингента. Модернизация кадровой политики предполагает обновление профессорско-преподавательского состава. Эксперты считают, что на сегодняшний день необходимо повысить привлекательность профессии преподавателя Вузов. Для этого необходимо: создать определенные гарантии преподавателям для осуществления их профессиональной деятельности:
раграничить функционал преподавателей от административно-управленческих функций (на примере зарубежных вузов, то есть преподаватели должны заниматься только обучением, а административный персонал — учебным процессом) и не привлекать преподавателей к деятельности, не связанной напрямую с обучением, что практичеси сейчас в некоторых вузах наблюдается.
обеспечить стабильное повышение заработной платы преподавателей, надбавок за ученые и степени извания на законодательной основе с учетом ежегодного коэффициента инфляции;
закрепить за преподавателями выход на пенсию по выслуге лет (например: непрерывного стажа 25 лет, как у сотрудников правоохранительных органов, учитывая их вклад в развитие молодого поколения, общества и государства);
исключить из требований наличия публикаций в журналах СКОПУС для получения ученых званий ассоциированного профессра и профессора, ученых степеней доктора PhD, поскольку по большей части, все это стало коррумпированным и необъективным;
изучить вопрос выдачи пособий на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска.
обеспечить оплачиваемые курсы повышения квалификации преподавателям при выходе из декретного отпуска не менее 72 часов (учитывая стремительное развитие технологий во всех сферах жизнедетельности общества и государства) и другие социальные гарантии.
Хотелось бы отметить, что Конституционная реформа дает возможность ускоренно идти по пути строительства современного, справедливого Казахстана, где верховенство принципов Конституции, усиление эффективности защиты конституционных прав наших граждан – стали реальностью и укрепление статуса преподавателя ее составной частью.
Марат Башимов