Справедливость как категория основы общества

Справедливость одна из важнейших категории в онтологическом понимании.
Справедливость является одной из вечных и актуальных проблем человечества. Однако, в рамках онтологического понимания, эта проблема приобретает особую глубину и сложность. Онтология, как философская дисциплина, занимается изучением сущности бытия и вопросами о его фундаментальных свойств. Именно с этой позиции возникает вопрос о справедливости — как одном из таких свойств.
В рамках онтологического понимания, справедливость рассматривается как независимый и объективный параметр бытия. Она является основой для установления порядка и гармонии как в общественных отношениях, так и во всем существующем. Как определить, что является справедливым, если справедливость сама по себе является фундаментальным аспектом бытия?
С одной стороны, многие философы-онтологи склоняются к идее о справедливости как объективной и всеобщей истине, не зависимой от нашей воли и понимания. Они утверждают, что справедливость существует вне нас, имеет свою самостоятельную реальность и нами лишь воспринимается. Однако, даже при таком подходе остается вопрос о том, как мы можем достичь справедливости в конкретных ситуациях и общественных отношениях.
С другой стороны, считают, что справедливость является социальным и культурным конструктом, зависящим от нашего мировоззрения и ценностей. Отдельные общества и культуры могут иметь свои собственные представления о справедливости, что влечет за собой множество противоречий и конфликтов. В этом случае, вопрос заключается в определении того, какое понимание справедливости будет являться наиболее справедливым.
Таким образом, проблема справедливости в онтологическом понимании включает в себя поиск объективного критерия и согласия относительно фундаментальных принципов справедливости. Она вызывает дискуссии и споры, стимулирует размышления о природе и цели бытия. Онтология помогает нам осознать, что вопрос о справедливости является неотъемлемой частью нашего существования и требует глубокого философского анализа.
Само понятие справедливости является одной из основных категорий общества. Она представляет собой норму поведения индивида основанную на балансе и равенстве, где каждый член общества имеет право на справедливое и равное отношение к своим правам и обязанностям.
Концепция справедливости пронизывает все сферы жизни любого общества как в личных, так и в общественных отношениях. Она неразрывно связана с такими понятиями как право , законность и этика. Справедливость обеспечивает справедливое распределение ресурсов и возможностей, а также по своей сути гарантирует равенство всех перед законом и правосудием.
Однако нужно понимать, что справедливость может различаться в зависимости от культурных, религиозных и исторических факторов. Различаться спецификой национального характера. Несмотря на это, существует определенный базис основа , на котором строится справедливость как категория основы общества. Этот базис включает в себя принципы равноправия, уважение к человеческому достоинству и принцип действий и решений на основе объективных критериев.
Важно отметить, что справедливость не всегда может быть реализована естественными факторами в социальной жизни граждан. Есть множество факторов экономических, социальных, политических которые препятствуют реализации данного принципа. Это неравенство в распределении богатств и ресурсов, дискриминация в религиозном или национальном аспекте. Все это ставит под вопрос сам принцип справедливости.
Чтобы достичь справедливости как основы общества, необходимо создание законодательства и институтов, которые будут гарантировать соблюдение прав и свобод каждого члена общества. Устранение неравенства возможно только через проведение социальных реформ. Именно целенаправленная разработка реформ на целенных на справедливый учет и достижение экономического благополучия граждан . Это те императивы которые позволят обеспечить фундамент социальной справедливости.
Именно правовое равноправие в обществе, гармонизация правовых институтов, реализация законодательных реформ в целом дадут возможность для всех членов общества стать полноправными участниками политических процессов.
Рассматривая феномен справедливости отметим, что это явление социальное по своей сути и проявляется в особенности в социуме. Представления о социальной справедливости являются одним из основных регуляторов группового и межгруппового воздействия в обществе.
Для современного казахстанского общества категория справедливости является наиболее важным аспектом в жизнедеятельности любого индивида. Какую бы проблему мы не рассматривали- политическую, экономическую, религиозную, мы неизменно возвращаемся к теме справедливости.
Потребность в укреплении социальной справедливости и обеспечении равных прав и возможностей в стране был дан президентом РК . Глава государства обратил особое внимание на реформы в социальной политике государства, на поддержке уязвимых слоев населения, Именно реформы данные президентом станут особой формой поддержки способом диалога государственной власти и общества. Главой государства был подписан Указ от 26 ноября 2022 года № 2 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда». Объявленная Касым-Жомартом Токаевым новая государственная политика базируется на трех взаимосвязанных принципах: Справедливое государство – Справедливая экономика – Справедливое общество.
Республика Казахстан взявшая курс на трансформацию социально- политических институтов утвердила себя как светское и независимое государство. Нужно отметить особое внимание страна столкнулась с глобализационными трендами определяемыми геокультурными политическими кругами Запада. Пусть данное определение вызывает скепсис у ряда граждан, но все же надо констатировать, что внешнее влияние на будущие реформы будут жестко коррелироваться со стороны заинтересованных групп влияния в стране. Ибо социальная справедливость не может быть без перераспределения народных богатств, тем самым будет усиливаться влияние на корректировку и подавление выступления широких масс.
Нынешние реформы дают надежду и толчок для модернизации всей политической верхушки в стране. И именно принципы справедливости как социальное явление должно быть главным атрибутом ближайших реформ. Создание условии в правовом, политическом и социальном аспекте, стимулировать граждан на поддержку грядущих перемен в обществе. Искоренить аполитичность самих людей, тем самым включить их в реальные процессы в стране. Нужен справедливый принцип распределения национальных богатств, который будет стимулировать дальнейшему прогрессу рядовых граждан. Создание надежного идеологического фундамента учитывающего геокультурные и геополитические моменты общественного сознания граждан.
Сформулированная президентом Касым- Жомарт Токаевым новая модель Казахстана определяется как справедливость с одной стороны, инклюзивность и прагматичность с другой. Именно опора на конкурентные преимущества страны, необходимость выстраивания экономической самодостаточности. « На текущем этапе самая важная задача- это формирование прочного промышленного каркаса страны. То есть страна позиционирует себя субстантивным субьектом международных отношений и будет выстраивать экономическое взаимодействие в соответствии со своими национальными интересами» как отметила одна из российских экономистов.

Жаскалиев А