Развитие Агропромышленного Комплекса в Казахстане: Новые Горизонты и Перспективы

Казахстан, обладая обширными земельными ресурсами и благоприятными климатическими условиями, является одним из ведущих стран Средней Азии в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. В последние десятилетия правительство Казахстана активно реализует стратегии и программы по модернизации и развитию сельского хозяйства, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, улучшение качества продукции и увеличение экспортного потенциала. Об итогах прошлого года и планах на 2024 год отрасли в этом материале.
После сложного года для сельского хозяйства, правительство Казахстана оказывает значительную поддержку фермерам. Пролонгация кредитов была одобрена на общую сумму 52,6 миллиарда тенге через финансовые институты холдинга «Байтерек» и «Продкорпорация». По данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, аграрии страны собрали 17 миллионов тонн зерновых, 2,2 миллиона тонн масличных и 5 миллионов тонн кормовых культур, что достаточно для обеспечения внутреннего рынка. Об этом заявил министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров в ходе асширенной коллегии Министерства в начале марта.
По поручению Президента, Правительство приняло меры по оказанию поддержки пострадавшим от неблагоприятных погодных условий фермерам. В общей сложности на субсидирование отрасли в 2023 году выделено около 500 миллиардов тенге, включая 60 миллиардов тенге из резервов Правительства для погашения долгов по субсидиям в растениеводстве и животноводстве.
Кроме того, 31,3 миллиарда тенге выделено из резервов Правительства на закупку 350 тысяч тонн пшеницы по справедливой цене, что оказывает значительную поддержку зернопроизводителям.
Планируется увеличение норматива субсидирования отечественных удобрений до 60% для снижения зависимости от климатических рисков и повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий. В рамках этой программы Министерство сельского хозяйства планирует внести около 1,5 миллиона тонн удобрений в 2024 году, что в 2,2 раза больше, чем в предыдущем году. Ожидается, что около 60% этих удобрений будут произведены внутри страны, что сократит зависимость от импорта и поддержит отечественных производителей.
Планируется увеличение норматива субсидирования отечественных удобрений до 60%. Айдрабек Сапаров подчеркнул важность агротехнологий для снижения зависимости от климатических рисков. Он отметил недостаток системной работы по внедрению агротехнологий в Казахстане, включая недостаточное использование минеральных удобрений и качественных семян.
Министерство сельского хозяйства предоставило регионам соответствующие индикаторы по внесению удобрений. Планируется внести около 1,5 миллиона тонн удобрений в 2024 году, что в 2,2 раза больше, чем в предыдущем году.
Примерно 60% из этого объема приходится на 2 вида удобрений, производимых в Казахстане. Акиматам областей необходимо обсудить вопросы поставок удобрений с производителями. Приказ Министерства сельского хозяйства о субсидировании отечественных удобрений находится на завершающей стадии согласования. Планируется увеличить норматив субсидирования отечественных удобрений на 10% до уровня 60%.
По поручению Главы государства будет усилена работа по диверсификации посевов. Ожидается снижение площадей под пшеницу на 440 тысяч гектаров в текущем году, с увеличением площадей под масличные и кормовые культуры. Предполагается также сокращение площадей под влагоемкими культурами и рост овощных культур. Акиматам областей необходимо следить за этим вопросом и проводить работу по разъяснению плюсов диверсификации и соблюдению севооборотов.
Животноводство играет ключевую роль в обеспечении круглогодичной занятости в сельском хозяйстве. Министр призывает растениеводов также заняться содержанием скота.
В животноводстве наблюдаются низкие показатели продуктивности сельскохозяйственных животных. Несмотря на слабую кормовую базу и периодические проблемы с кормами, регионы не обновляют старые сенокосы, их биологический ресурс исчерпан.
Айдарбек Сапаров подчеркивает, что работа в этом направлении поможет решить проблему с кормами в личных подсобных хозяйствах и небольших фермерских хозяйствах. Урожайность сенокосов должна быть 30-35 центнеров на гектар, в то время как у старых сенокосов она всего 2-3 центнера на гектар.
Большие растениеводческие хозяйства в основном не занимаются животноводством, хотя это обеспечивает круглогодичную занятость сельского населения. В зерносеющих регионах около 300 хозяйств на 3 миллионах гектаров сельскохозяйственных земель не содержат ни одной головы скота.
Одно из перспективных направлений в животноводстве — овцеводство, которое имеет большой экспортный потенциал. Однако овцеводство сталкивается с проблемами, включая сезонность производства, отсутствие крупных откормочных площадок и низкое качество шерсти. Министерство разрабатывает научные основы создания многопрофильного овцеводческого комплекса с целью круглогодичного производства продукции овцеводства.
На данный момент в АПК есть всего два инвестиционных проекта по овцеводству. Планируется реализация трех проектов по переработке овечьих шкур для производства желатина и кормовых добавок, а также одного проекта по переработке шерсти для производства строительных материалов.
Динамика снижения очагов заболеваний животных улучшилась на 41%.
В 2023 году на территории Республики Казахстан было зарегистрировано 235 неблагополучных пунктов по 19 заболеваниям. Большинство неблагополучных пунктов было зафиксировано в 6 областях, что составляет 55,7% от общего числа очагов: 30 в Костанайской области, 21 в Жамбылской, 20 в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях и области Абай.
Благодаря принятым мерам за последние три года наблюдается снижение числа очагов на 41,2% (с 400 в 2021 году до 346 в 2022 и 235 в 2023 году). Для обеспечения ветеринарной безопасности и защиты здоровья населения от болезней, передающихся от животных к человеку, ветеринарной службой страны проводятся регулярные ветеринарно-профилактические мероприятия, включая своевременную диагностику и вакцинацию.
Министр Айдарбек Сапаров отметил, что сложная ситуация во многом обусловлена нехваткой ветеринарной инфраструктуры. В рамках Дорожной карты Министерства сельского хозяйства предусмотрены меры по развитию животноводства и ветеринарной безопасности.
Казахстан достиг соглашений о ветеринарно-санитарных требованиях и сертификатах с 13 странами, включая страны Евразийского экономического союза, Евросоюза, Японию, Узбекистан, Грузию, Иран, Монголию, Турцию, Азербайджан, Китай, Южную Корею, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Экспортная деятельность касается различных видов продукции, таких как живой скот, мясо, молоко, рыба и мед. Требования и условия экспорта различаются в зависимости от страны назначения.
Министерство сельского хозяйства активно работает по включению казахстанских предприятий в реестры третьих стран. Только в 2023 году в эти реестры было включено еще 97 казахстанских предприятий.
На 2024 год Министерством запланирован ряд мероприятий, включая восстановление статуса благополучия по некоторым заболеваниям и работу по открытию новых рынков экспорта для различных видов продукции животноводства.
Министр подчеркнул необходимость улучшения работы в области животноводства и ветеринарной безопасности, что также отражено в Дорожной карте. Он отметил важность качественного списания поголовья скота и птицы, а также приведения статистических данных в соответствие с реальной ситуацией. По словам Айдарбека Сапарова, Премьер-Министр дал поручение по очистке базы ИСЖ на заседании Правительства.
Министр также сообщил о положительных изменениях в сфере рыбного хозяйства. В 2023 году количество рыбных хозяйств возросло на 1,3 раза, а объем субсидий и инвестсубсидий в аквакультуре увеличился в 4,5 и 2,5 раза соответственно. Материально-техническое оснащение рыбоохраны было усилено, а также был представлен проект Закона «Об аквакультуре» в Мажилис Парламента.
Однако, есть и проблемные вопросы, которые требуют решения. В частности, планируется внедрение информационной системы прослеживаемости рыбной продукции и увеличение численности рыбинспекторов. Для развития аквакультуры рассматривается привлечение инвесторов, усиление ветеринарных служб и решение проблем с предоставлением ресурсов.
Касательно воспроизводства рыбных ресурсов, планируется модернизация государственных рыбоводных предприятий и переориентация их на искусственное выращивание краснокнижных видов рыб.
Для комплексного решения проблемных вопросов в сфере рыбного хозяйства будут проводиться дополнительные работы по развитию отрасли, включая перевод субсидирования аквакультуры на платформу системы ЕГИС и совершенствование Правил субсидирования, а также обеспечение доступа рыбоводов к льготному кредитованию.
В трех регионах Казахстана запущен пилотный проект под названием «Ауыл аманаты», который предусматривает кредитование сельского населения в электронном формате, согласно поручению Правительства. Ранее кредитование фермеров осуществлялось через платформу «Колдау». Кроме того, для улучшения прослеживаемости животноводства, к базе ИСЖ подключены 6 дополнительных сервисов, обеспечивающих полную прослеживаемость «от рождения до убоя» животных.
Это позволяет зарегистрировать животное в электронном формате, присвоить ему индивидуальный номер, провести профилактические мероприятия, отслеживать его перемещения и карантинирование, а также организовать убой. В настоящее время внедряются продукты, улучшающие работу ветеринарных служб и прослеживаемость.
Министерству сельского хозяйства удалось объединить и создать единую базу транспорта в Национальном агропромышленном ордене «Правительство для граждан». В настоящее время проводится пилотный проект в Алматинской области, где сделки по сельскохозяйственной технике проводятся в СпецЦОНах через единое окно, а не в акиматах.
Оцифровка карты сельскохозяйственных земель завершится в 2024 году. В связи с внедрением Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН) в 2023 году изменилось земельное законодательство. Несмотря на это, Министерство сельского хозяйства оставило себе сельскохозяйственные земли путем развития Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК).
Оцифровка сельскохозяйственной карты, осуществляемая Государственной инспекцией по земельным ресурсам, будет основой для автоматизации функций и услуг, таких как мониторинг перераспределения сельскохозяйственных земель, ведение цифрового земельного баланса, субсидирование и другие действия, связанные с сельскохозяйственными угодьями.
Кроме того, работы по совершенствованию функций в сфере земельных отношений начаты на базе новой Государственной земельной кадастровой карты (ГЗК) в цифровом формате. Ранее эти функции осуществлялись на бумажных носителях, таких как Государственная информационная система землеустройства и агрохимического обслуживания (ГИСХАГИ), АГРОХИМ, гидромелиоративные услуги, личные кабинеты земельных инспекторов, и почвенно-геоботанические обследования.
Планируется запустить пилотный проект по цифровому земельному балансу к марту 2024 года. Этот проект позволит избавить сотрудников акимата от необходимости представлять земельный баланс на бумаге. Баланс будет формироваться на основе перевода земель из одной категории в другую.
Это полностью соответствует внедрению новой услуги по предоставлению сельскохозяйственных земель через торги и аукционы на новой ГЗК. Решения о выделении сельскохозяйственных земель будут приниматься автоматически, если землепользователь соответствует критериям.
Вице-министр добавил, что цифровизация государственного земельного контроля играет важную роль в минимизации нарушений земельного законодательства.
Модуль JerInSpectr, разработанный для выявления неиспользуемых сельскохозяйственных земель на основе данных дистанционного зондирования, упростит процесс работы. Этот модуль будет включен в новую информационную систему по управлению земельными ресурсами.
Фермеров будет поддерживать на льготных условиях через новый механизм трехстороннего форвардного закупа, где будут фиксироваться цены на сырье и конечную продукцию. Цель этого механизма — содействовать развитию частного рынка путем создания полноценной сети производства, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. Он предполагает финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей под льготными условиями для проведения внекапитальных вложений, последующей поставки сырья на перерабатывающие предприятия и выпуска готовой продукции на рынок.
Фермеры получат льготное финансирование и обеспеченный спрос, переработчики смогут использовать свои мощности с постоянным потоком сырья по фиксированным ценам, а население будет иметь доступ к готовой продукции по льготным ценам.

Продолжение на стр.8…